Слайд 1Русская фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов. Фразеологические словари
Русский язык. 10 класс
Учитель
МОУ «СШ №8» Александрова С.В.
Слайд 2Проверь себя
«НЕ и НИ с разными частями речи»
Ни рыба ни
мясо, никак нет, несмотря на все усилия, никаким образом, ни в коем случае, как никогда, погружаться в нирвану (отдаваться состоянию полного покоя), не смотря под ноги, не защищен, нелепо, ни шагу назад, нечист на руку, нечего сказать, неутолимая печаль, на нет и суда нет, тридцать три несчастья, неподкупная совесть, нем как рыба, нелегкая принесла, еще не прочитан, немеркнущая звезда.
Слайд 3Фразеологизм – это лексически неделимое, целостное по значению, воспроизводимое в готовом виде
сочетание слов (на широкую ногу, заметать следы).
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
(от греч. phrases, родительный падеж от phráseōs – выражение и logos – слово, учение)
Слайд 4Обучая учусь
Инструкция: самостоятельное изучение теоретического материала в группах, обсуждение (5 минут)
, презентация результатов с использованием таблиц, схем, кластеров (3 минуты).
Задания группам:
1. Фразеологизм и его признаки
2. Происхождение фразеологизмов русского языка
3. Источники русских фразеологизмов
4. Использование фразеологизмов в речи
Слайд 51. Фразеологизм и его признаки
Слайд 62. Происхождение фразеологизмов русского языка
Слайд 73. Источники русских фразеологизмов
Слайд 84. Использование фразеологизмов в речи
Слайд 9Знаете ли вы фразеологизмы?
https://learningapps.org/1475412
Слайд 10Составь предложения
Пример: 1) По приказу командира солдат вышел из строя (свободное
сочетание). 2) Из-за неправильной эксплуатации аппарат очень быстро вышел из строя (фразеологизм: терять свои качества, пригодность, испортиться)
1 группа - не вытянешь клещами, висеть на хвосте;
2 группа - закрывать глаза, держаться в тени;
3 группа - лёд тронулся, плыть по течению;
4 группа - сидеть на шее, закручивать гайки.
Слайд 11Ошибки при употреблении фразеологизмов
Слайд 12Словари фразеологизмов
1955 г. - сборник «Крылатые слова» Н.С. Ашукина и М.Г.
Ашукиной (3-е изд. М., 1966).
1967 г. - «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова содержит свыше 4000 словарных статей (3-е изд. 1978; 4-е изд. 1986).
1975 г. - словарь-справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» В.М. Дерибаса содержит свыше 5000 устойчивых словосочетаний.
1980 г. - «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова содержит около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов, встречающихся в литературе и устной речи.
1997 г. - «Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики)» (А.Б. Новиков)
Слайд 13Распредели по группам
исконно русские фразеологизмы,
старославянские фразеологизмы,
заимствованные:
овчинка выделки не стоит;
вавилонское столпотворение; исчадие ада; зубы заговаривать; блажен, кто смолоду был молод; по образу и подобию; Васька слушает да ест; ахиллесова пята; а ларчик просто открывался; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; без году неделя; попал как кур в ощип; попасть впросак; еле-еле душа в теле; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; играть первую скрипку; тяжела ты, шапка Мономаха; быть или не быть; хоть кол на голове теши; альфа и омега; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и ветрил.
Слайд 15Кто автор?
Счастливые часов не наблюдают
Пир во время чумы
Чужие языки страшнее пистолета
У
сильного всегда бессильный виноват
Что день грядущий мне готовит?
А судьи кто?
Все флаги в кости будут к нам
Краткость – сестра таланта
Окно в Европу
Мартышкин труд
Двадцать два несчастья
Подписано, так с плеч долой
На деревню дедушке
Медвежья услуга
Небо в алмазах
А ларчик просто открывался
Слайд 17Чемодан в дорогу
Какие знания и умения по рассматриваемой теме возьмешь в
дорогу?
Поделись своими впечатлениями и ощущениями от урока
Слайд 18Домашнее задание
На основе материалов урока и учебника (стр.63-64) составить связный рассказ
о фразеологизмах.
Выполнить упражнение 72:
1 вариант: допишите вторую часть фразеологизмов;
2 вариант: допишите вторую часть фразеологизмов, объясните их значение, подберите синонимы;
3 вариант*: допишите вторую часть фразеологизмов; объясните их значение, расскажите о происхождении 2-3 фразеологизмов (на выбор).