Слайд 1РОЛЬ ЯЗЫКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ НАРОДА
Авторы: Золотарёва Сабина, 8
класс
Мусаева Гойчек, 5 класс
Руководитель: Борисова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цели: Выяснить роль языка и его значение в жизни народа.
Задачи: Изучить
этапы развития языка. Проанализировать, как видоизменяется язык. Установить, что язык имеет огромное значение в жизни народа.
Слайд 3
О, КАК ХОРОШ РОДНОЙ ЯЗЫК, ОТЦА И МАТЕРИ ЯЗЫК,
Я В
МИРЕ МНОЖЕСТВО ВЕЩЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕБЯ НАВЕК ПОСТИГ!
СПЕРВА НА ЭТОМ ЯЗЫКЕ, КАЧАЯ ЗЫБКУ, ПЕЛА МАТЬ,
А ПОСЛЕ – БАБУШКА МЕНЯ СТАРАЛАСЬ СКАЗКОЮ УНЯТЬ.
РОДНОЙ ЯЗЫК, ТЫ МНЕ ПОМОГ ПОНЯТЬ И РАДОСТЬ С МАЛЫХ ЛЕТ,
И БОЛЬ ДУШИ, КОГДА В ГЛАЗАХ ТЕМНЕЕТ, МЕРКНЕТ ЯСНЫЙ СВЕТ.
ТЫ МНЕ, РОДНОЙ ЯЗЫК, ИЗРЕЧЬ МОЛИТВУ ПЕРВУЮ ПОМОГ:
«ПРОСТИ МЕНЯ, ОТЦА И МАТЬ, ВЕЛИКОДУШЕН БУДЬ, МОЙ БОГ!»
(Г. ТУКАЙ)
Слайд 4«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают
друг другу свои мысли. Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом.» Лев Успенский.
Слайд 5 Во всём роль языка: в центростремительной государственности на общей
территории,
в цементирующей культуре, в объединяющем торгово– хозяйственном обороте, науке и технике, в общих социальных задачах и идеалах.
Слайд 6Притча о Вавилонской башне
Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу:
«Построим себе город и башню, высотою до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но Господу неугодно было это, он посмотрел на город и башню эту, которую они строили и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… И не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого».
Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительства башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле.
Слайд 8При разговоре с собеседниками интонация, жест, нередко освобождают нас от необходимости
применять сложные и полные предложения, позволяют употреблять сочные, эмоциональные слова, и выражения.
Слайд 9 В языке и через язык выявляются и познаются национальная психология,
характер народа, особенности его мышления, художественного творчества, неповторимость и нерасторжимость связи каждого человека с настоящим и прошлым своей родины.
«И всякий народ, - писал Н.В. Гоголь, - носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности… своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым выражая какой ни на есть предмет, отражает в выражениях его часть собственного своего характера».
Слайд 10Русский язык – это национальный язык русского народа. А немецкий язык?
Французский язык? Азербайджанский язык? Каждый из них также является национальным языком немцев, французов, азербайджанцев.
На сотнях языков говорит население Земли.
Слайд 12С кириллицы начав родное слово,
И изучив его от А до
Я,
Нет лучшего, чем языка родного,
Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковский, словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами.
И Фет, и Тютчев, с нами нет разлук!
А сколько в прозе русского звучанья,
Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
Ведут нас, словом к радости сознанья,
Что русские они все, как и я!
Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!
(Яковенко О.Я.)
Слайд 13Открывая учебники по русскому языку с 5 класса, мы читаем высказывания
авторов, поэтов о русском языке.
Слайд 14 Паустовский писал: с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего
такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Слайд 15
Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М.В. Ломоносова является первым научным
описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка.
Слайд 16 - Русский язык! – восклицал А. Толстой – Тысячелетия создавал
народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего…
Слайд 18 Древнерусский язык развивался медлительно, сохраняя свою идентичность до XIV века.
Славянская речь растекалась по всей Восточной Европе в VI-IX вв. несущие её племена в разных местах сталкивались с разными аборигенами; родные вятичи, например, с финноуграми.
Слайд 20«Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном
богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» - Н.М. Карамзин.
Слайд 21Язык – это то, что лежит на поверхности бытия человека в
культуре, поэтому начиная с XIX в. и по сей день проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Первые попытки решения этой проблемы усматривают в трудах В. Гумбольдта, основные положения концепции которого можно свести к следующему: 1) материальная и духовная культура воплощаются в языке; 2) всякая культура национальна, её национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма; 3) внутренняя форма языка – это выражение «народного духа», его культуры; 4) язык есть опосредующее звено между человеком и окружающем его миром.
Слайд 22 Е.Ф. Тарасов отмечает, что язык включен в культуру, так как
«тело» знака (означающее) является культурным предметом, в форме которого опредмечена языковая и коммуникативная способность человека, значение знака – это также культурное образование, которое возникает только в человеческой деятельности.
Слайд 23Как писал В. Гумбольдт, язык – это «мир, лежащий между миром
внешних явлений и внутренним миром человека».
Слайд 24Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим языком. Мы выделяем в
мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они самоочевидны, напротив, мир предстаёт перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном – языковой системой, хранящейся в нашем сознании.
Слайд 25В школьные годы мы, люди старшего и среднего поколения, учили наизусть
слова И.С.Тургенева о русском языке, но признаёмся, что в советское время оно воспринималось как дань любви великого писателя к родному языку – не более.
Слайд 26Что же мы видим в последние двадцать лет в России в
области языковой культуры? Осквернение русского языка, глумление над тысячелетними традициями русского слова. Телевидение, радио, кино, интернет, печать, даже театр представляют вам вульгарную пародию на русскую речь. Русский язык, оказавшись в плену невежества, нещадно уродуется, превращается в речевую попсу. Русский язык становится подневольным, используется для рекламы порока.
Слайд 27В 45-м Советская Россия – спасла тысячелетнюю Россию и всё человечество.
Она повергла в прах фашистскую диктатуру капитала. Великое русское слово было порукой её духовной победы над врагом.
Народ защищал Великую Победу в мрачные времена антисоветизма и русофобии. Новой победой патриотизма над космополитизмом, труда над капиталом он, народ, подтвердит своё величие, величие русского языка, данного ему Историей.
Слайд 28 Язык объединяет народ, соединяет людей между собой, а ещё через
язык осуществляется связь с другими поколениями, их духовная преемственность.
Именно поэтому необходимо бережное отношение к родному языку, родному слову – это является залогом и символом сохранения духовно-национального единства.
Слайд 29 Русский язык – ты вечная тайна.
Твоё чудо и красота
безграничны.
Ты – мой родной язык, и ты стал частью меня.
Ты связал меня незримыми узами с людьми, говорящими по-русски.
Я благодарна тебе за то, что подарил мне возможность, которую не купишь и не продашь, которая дороже всех сокровищ на свете – возможность творить.
Я сберегу тебя, родной русский язык.
Я пронесу тебя сквозь свою жизнь, не отрекаясь и не забывая.
Пронесу в ладонях, как звезду, посланную с небес.
Слайд 31 Выводы:
Установили: язык является главной ролью в жизни народа.
Выяснили пути развития
и искажения русского языка.
Необходимо беречь, защищать и охранять русский язык.
Слайд 33Список литературы
1. Детская библия "Библейские рассказы в картинках", двадцать седьмое издание.
2.
Л. Успенский "Слово о словах".
3. М.В. Ломоносов "Российская грамматика" (статья).
4. Книга Э. Сепира и Б. Уорфа, В. Гумбольда
5. Слайды: интернет-ресурсы.