Презентация, доклад на тему Роль языка и его значение в жизни народа

Содержание

Цели: Выяснить роль языка и его значение в жизни народа.Задачи: Изучить этапы развития языка. Проанализировать, как видоизменяется язык. Установить, что язык имеет огромное значение в жизни народа.

Слайд 1РОЛЬ ЯЗЫКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ НАРОДА
Авторы: Золотарёва Сабина, 8

класс
Мусаева Гойчек, 5 класс
Руководитель: Борисова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
РОЛЬ ЯЗЫКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ НАРОДААвторы: Золотарёва Сабина, 8 классМусаева Гойчек, 5 классРуководитель: Борисова Татьяна

Слайд 2Цели: Выяснить роль языка и его значение в жизни народа.
Задачи: Изучить

этапы развития языка. Проанализировать, как видоизменяется язык. Установить, что язык имеет огромное значение в жизни народа.

Цели: Выяснить роль языка и его значение в жизни народа.Задачи: Изучить этапы развития языка. Проанализировать, как видоизменяется

Слайд 3 О, КАК ХОРОШ РОДНОЙ ЯЗЫК, ОТЦА И МАТЕРИ ЯЗЫК, Я В

МИРЕ МНОЖЕСТВО ВЕЩЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕБЯ НАВЕК ПОСТИГ! СПЕРВА НА ЭТОМ ЯЗЫКЕ, КАЧАЯ ЗЫБКУ, ПЕЛА МАТЬ, А ПОСЛЕ – БАБУШКА МЕНЯ СТАРАЛАСЬ СКАЗКОЮ УНЯТЬ. РОДНОЙ ЯЗЫК, ТЫ МНЕ ПОМОГ ПОНЯТЬ И РАДОСТЬ С МАЛЫХ ЛЕТ, И БОЛЬ ДУШИ, КОГДА В ГЛАЗАХ ТЕМНЕЕТ, МЕРКНЕТ ЯСНЫЙ СВЕТ. ТЫ МНЕ, РОДНОЙ ЯЗЫК, ИЗРЕЧЬ МОЛИТВУ ПЕРВУЮ ПОМОГ: «ПРОСТИ МЕНЯ, ОТЦА И МАТЬ, ВЕЛИКОДУШЕН БУДЬ, МОЙ БОГ!» (Г. ТУКАЙ)
О, КАК ХОРОШ РОДНОЙ ЯЗЫК, ОТЦА И МАТЕРИ ЯЗЫК,  Я В МИРЕ МНОЖЕСТВО ВЕЩЕЙ

Слайд 4«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают

друг другу свои мысли. Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом.» Лев Успенский.
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. Не случайно

Слайд 5 Во всём роль языка: в центростремительной государственности на общей территории,

в цементирующей культуре, в объединяющем торгово– хозяйственном обороте, науке и технике, в общих социальных задачах и идеалах.
Во всём роль языка: в центростремительной государственности на общей  территории, в цементирующей культуре, в объединяющем

Слайд 6Притча о Вавилонской башне
Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу:

«Построим себе город и башню, высотою до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но Господу неугодно было это, он посмотрел на город и башню эту, которую они строили и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… И не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого».

Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительства башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле.

Притча о Вавилонской башнеОднажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою

Слайд 8При разговоре с собеседниками интонация, жест, нередко освобождают нас от необходимости

применять сложные и полные предложения, позволяют употреблять сочные, эмоциональные слова, и выражения.
При разговоре с собеседниками интонация, жест, нередко освобождают нас от необходимости применять сложные и полные предложения, позволяют

Слайд 9 В языке и через язык выявляются и познаются национальная психология,

характер народа, особенности его мышления, художественного творчества, неповторимость и нерасторжимость связи каждого человека с настоящим и прошлым своей родины.

«И всякий народ, - писал Н.В. Гоголь, - носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности… своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым выражая какой ни на есть предмет, отражает в выражениях его часть собственного своего характера».

В языке и через язык выявляются и познаются национальная психология, характер народа, особенности его мышления, художественного

Слайд 10Русский язык – это национальный язык русского народа. А немецкий язык?

Французский язык? Азербайджанский язык? Каждый из них также является национальным языком немцев, французов, азербайджанцев. На сотнях языков говорит население Земли.
Русский язык – это национальный язык русского народа. А немецкий язык? Французский язык? Азербайджанский язык? Каждый из

Слайд 12С кириллицы начав родное слово,
И изучив его от А до

Я,
Нет лучшего, чем языка родного,
Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковский, словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами.
И Фет, и Тютчев, с нами нет разлук!
А сколько в прозе русского звучанья,
Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
Ведут нас, словом к радости сознанья,
Что русские они все, как и я!
Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!
(Яковенко О.Я.)
С кириллицы начав родное слово, И изучив его от А до Я,Нет лучшего, чем языка родного, Она

Слайд 13Открывая учебники по русскому языку с 5 класса, мы читаем высказывания

авторов, поэтов о русском языке.
Открывая учебники по русскому языку с 5 класса, мы читаем высказывания авторов, поэтов о русском языке.

Слайд 14 Паустовский писал: с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего

такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Паустовский писал: с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем

Слайд 15 Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М.В. Ломоносова является первым научным

описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка.
Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М.В. Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором

Слайд 16 - Русский язык! – восклицал А. Толстой – Тысячелетия создавал

народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего…
- Русский язык! – восклицал А. Толстой – Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое,

Слайд 18 Древнерусский язык развивался медлительно, сохраняя свою идентичность до XIV века.

Славянская речь растекалась по всей Восточной Европе в VI-IX вв. несущие её племена в разных местах сталкивались с разными аборигенами; родные вятичи, например, с финноуграми.
Древнерусский язык развивался медлительно, сохраняя свою идентичность до XIV века. Славянская речь растекалась по всей Восточной

Слайд 20«Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном

богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» - Н.М. Карамзин.

«Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого

Слайд 21Язык – это то, что лежит на поверхности бытия человека в

культуре, поэтому начиная с XIX в. и по сей день проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Первые попытки решения этой проблемы усматривают в трудах В. Гумбольдта, основные положения концепции которого можно свести к следующему: 1) материальная и духовная культура воплощаются в языке; 2) всякая культура национальна, её национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма; 3) внутренняя форма языка – это выражение «народного духа», его культуры; 4) язык есть опосредующее звено между человеком и окружающем его миром.


Язык – это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому начиная с XIX в.

Слайд 22 Е.Ф. Тарасов отмечает, что язык включен в культуру, так как

«тело» знака (означающее) является культурным предметом, в форме которого опредмечена языковая и коммуникативная способность человека, значение знака – это также культурное образование, которое возникает только в человеческой деятельности.
Е.Ф. Тарасов отмечает, что язык включен в культуру, так как «тело» знака (означающее) является культурным предметом,

Слайд 23Как писал В. Гумбольдт, язык – это «мир, лежащий между миром

внешних явлений и внутренним миром человека».
Как писал В. Гумбольдт, язык – это «мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека».

Слайд 24Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим языком. Мы выделяем в

мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они самоочевидны, напротив, мир предстаёт перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном – языковой системой, хранящейся в нашем сознании.
Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим языком. Мы выделяем в мире явлений те или иные категории

Слайд 25В школьные годы мы, люди старшего и среднего поколения, учили наизусть

слова И.С.Тургенева о русском языке, но признаёмся, что в советское время оно воспринималось как дань любви великого писателя к родному языку – не более.
В школьные годы мы, люди старшего и среднего поколения, учили наизусть слова И.С.Тургенева о русском языке, но

Слайд 26Что же мы видим в последние двадцать лет в России в

области языковой культуры? Осквернение русского языка, глумление над тысячелетними традициями русского слова. Телевидение, радио, кино, интернет, печать, даже театр представляют вам вульгарную пародию на русскую речь. Русский язык, оказавшись в плену невежества, нещадно уродуется, превращается в речевую попсу. Русский язык становится подневольным, используется для рекламы порока.
Что же мы видим в последние двадцать лет в России в области языковой культуры? Осквернение русского языка,

Слайд 27В 45-м Советская Россия – спасла тысячелетнюю Россию и всё человечество.

Она повергла в прах фашистскую диктатуру капитала. Великое русское слово было порукой её духовной победы над врагом. Народ защищал Великую Победу в мрачные времена антисоветизма и русофобии. Новой победой патриотизма над космополитизмом, труда над капиталом он, народ, подтвердит своё величие, величие русского языка, данного ему Историей.
В 45-м Советская Россия – спасла тысячелетнюю Россию и всё человечество. Она повергла в прах фашистскую диктатуру

Слайд 28 Язык объединяет народ, соединяет людей между собой, а ещё через

язык осуществляется связь с другими поколениями, их духовная преемственность.
Именно поэтому необходимо бережное отношение к родному языку, родному слову – это является залогом и символом сохранения духовно-национального единства.
Язык объединяет народ, соединяет людей между собой, а ещё через язык осуществляется связь с другими поколениями,

Слайд 29 Русский язык – ты вечная тайна.
Твоё чудо и красота

безграничны.
Ты – мой родной язык, и ты стал частью меня.
Ты связал меня незримыми узами с людьми, говорящими по-русски.
Я благодарна тебе за то, что подарил мне возможность, которую не купишь и не продашь, которая дороже всех сокровищ на свете – возможность творить.
Я сберегу тебя, родной русский язык.
Я пронесу тебя сквозь свою жизнь, не отрекаясь и не забывая.
Пронесу в ладонях, как звезду, посланную с небес.
Русский язык – ты вечная тайна. Твоё чудо и красота безграничны. Ты – мой родной язык,

Слайд 31 Выводы:
Установили: язык является главной ролью в жизни народа.
Выяснили пути развития

и искажения русского языка.
Необходимо беречь, защищать и охранять русский язык.

Выводы:Установили: язык является главной ролью в жизни народа.Выяснили пути развития и искажения русского языка.Необходимо беречь, защищать

Слайд 32СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 33Список литературы
1. Детская библия "Библейские рассказы в картинках", двадцать седьмое издание.
2.

Л. Успенский "Слово о словах".
3. М.В. Ломоносов "Российская грамматика" (статья).
4. Книга Э. Сепира и Б. Уорфа, В. Гумбольда
5. Слайды: интернет-ресурсы.

Список литературы1. Детская библия

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть