Презентация, доклад на тему Роль почерка в письменном общении

Содержание

Что такое каллиграфия? Это умение соблюдать правильное начертание букв. Красиво писать учили на уроках чистописания. В 1969 году чистописание упразднили. Теперь мы учимся красиво писать на уроках русского языка.

Слайд 1 Роль почерка в письменном общении (Урок чистописания)

Роль почерка в письменном общении  (Урок чистописания)

Слайд 2Что такое каллиграфия? Это умение соблюдать правильное начертание букв. Красиво писать

учили на уроках чистописания. В 1969 году чистописание упразднили. Теперь мы учимся красиво писать на уроках русского языка.
Что такое каллиграфия? Это умение соблюдать правильное начертание букв. Красиво писать учили на уроках чистописания. В 1969

Слайд 5
Легко ли было работать учителем чистописания, учить детей соблюдению

графических норм. Нет, нелегко. Учитель сам должен был правильно красиво писать.
Легко ли было работать учителем чистописания, учить детей соблюдению графических норм. Нет, нелегко. Учитель сам

Слайд 6
В Царскосельском Лицее, где учился Пушкин, учителем чистописания

был Фотий Петрович Калинич.
В Царскосельском Лицее, где учился Пушкин, учителем чистописания был Фотий Петрович Калинич.

Слайд 7Фотию Петровичу Калиничу было всего 23 года, когда его пригласили в Лицей.
Он

был молод, но учителем был строгим и требовательным. Сам он красиво писал. Его рукой написаны все аттестаты лицеистов.
Фотию Петровичу Калиничу было всего 23 года, когда его пригласили в Лицей.Он был молод, но учителем был

Слайд 8


Свидетельство об окончании Лицея, выданное Пушкину.

Свидетельство об окончании Лицея, выданное Пушкину.

Слайд 9Калинич Фотий Петрович родился в 1788 году в семье казачьего старшины.


Он обладал прекрасным голосом и был привезён в Петербург, чтобы учиться пению. Но судьба сложилась по-другому. В 1811 году он поступил в Царскосельский Лицей гувернёром младших классов и учителем чистописания и проработал в Лицее 43 года.

Калинич Фотий Петрович родился в 1788 году в семье казачьего старшины. Он обладал прекрасным голосом и был

Слайд 10Кто из лицеистов был самым старательным? Есть свидетельство о том, что красиво

писали Горчаков, Кюхельбекер, Данзас и даже Пушкин, если он очень старался.









Александр Михайлович Горчаков


Вильгельм Кюхельбекер

Кто из лицеистов был самым старательным? Есть свидетельство о том, что красиво писали Горчаков, Кюхельбекер, Данзас и

Слайд 11
Константин Карлович Данзас
Александр Сергеевич Пушкин

Константин Карлович ДанзасАлександр Сергеевич Пушкин

Слайд 12 Об учителях чистописания есть много рассказов. О них

писали Антон Павлович Чехов, Максим Горький, Салтыков-Щедрин, Аксаков и другие писатели.
Об учителях чистописания есть много рассказов. О них писали Антон Павлович Чехов, Максим Горький,

Слайд 13Удивительно, но уроки чистописания не приносили детям никакой радости. Вот как

об этом вспоминает Лев Николаевич Толстой в повести «Детство»:



«Когда дошло дело до чистописания, я от слёз, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на обёрточной бумаге».

Удивительно, но уроки чистописания не приносили детям никакой радости. Вот как об этом вспоминает Лев Николаевич Толстой

Слайд 14Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в произведении «Пошехонская старина» пишет о том, как

учились чистописанию в 19 веке:


«Перо вертелось между пальцами, а по временам и вовсе выскользало из них; чернил зачерпывалось больше, чем нужно; не прошло четверти часа, как разлинованная четвертушка уже была усеяна кляксами. Недели с три каждый день я, не разгибая спины, мучился по два часа сряду, покуда наконец не достиг кой-каких результатов».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в произведении «Пошехонская старина» пишет о том, как учились чистописанию в 19 веке:

Слайд 15Писатель Аксаков в повести «Детские годы Багрова-внука» тоже пишет о том,

как учились чистописанию в 19 веке:


«Дядя начал меня учить чистописанию, или каллиграфии, как он называл, и заставил выписывать палочки, чем я был очень недоволен, потому что мне хотелось прямо писать буквы; но дядя утверждал, что я никогда не буду иметь хорошего почерка, если не стану правильно учиться чистописанию, что наперёд надобно пройти всю каллиграфическую школу, а потом приняться за прописи. Не видя конца палочкам с усами и без усов, кривым чертам и оникам, я скучал и ленился»

Писатель Аксаков в повести «Детские годы Багрова-внука» тоже пишет о том, как учились чистописанию в 19 веке:

Слайд 16Что такое оники? Старое название буквы О.

Что такое оники?   Старое название буквы О.

Слайд 17До XIX века писали гусиными перьями. Главным достоинством этой немудреной письменной

принадлежности являлась относительная простота изготовления.


Достаточно было поймать гуся, выдернуть из его крыла перо, ненадолго засунуть его кончик в горячий песок, чтобы обезжирился, стал тверже и эластичнее, затем срезать под острым углом, расщепить — и можно отправляться на учебу.

До XIX века писали гусиными перьями. Главным достоинством этой немудреной письменной принадлежности являлась относительная простота изготовления.

Слайд 18Лучшими считались перья, выдернутые из-под левого крыла гуся — у них

более удобный для правшей изгиб, — поясняет историк Роман Бирюков.


К сожалению, очень скоро тоненький кончик стирался о бумагу и перо нужно было снова «затачивать», заострять. А еще при письме перья сильно скрипели, поэтому даже самым строгим учителям не удавалось добиться полной тишины в школьных классах. Чернил хватало лишь на то, чтобы вывести несколько букв. Потом нужно было снова обмакивать его в чернильницу. Поэтому главным проклятием несколько веков подряд оставались кляксы.

Лучшими считались перья, выдернутые из-под левого крыла гуся — у них более удобный для правшей изгиб, —

Слайд 19
Бумага, исписанная гусиным пером.

Бумага, исписанная гусиным пером.

Слайд 20Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время – до конца 18 века.

Они же дали название складному ножу, которым подтачивали перья. Нож назвали перочинным.

К середине XIX века в школах появились металлические перьевые ручки, очень быстро вытеснившие гусиные перья. — Они были изобретены еще в 1803 году. К концу 19-го века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные, требующие частой замены гусиные перья.

Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время – до конца 18 века. Они же дали название складному ножу,

Слайд 21С конца 19 века и до конца 50-ых годов 20 века

ученики пользовались ручкой с пером и чернильницами, в которые наливали фиолетовые чернила. Тетради продавались с промокательными бумагами (с промокашками).
С конца 19 века и до конца 50-ых годов 20 века ученики пользовались ручкой с пером и

Слайд 22






Советские чернильницы и ручки

Парта с

чернильницей
Советские чернильницы и ручки Парта с чернильницей

Слайд 23Писали специальным пером под номером 11 или 86, чтобы буквы получались

нежирные. Больше всего неприятностей школьникам доставляли кляксы. Если ученик поставил кляксу в тетради и работу не переписал, то получал двойку.
Писали специальным пером под номером 11 или 86, чтобы буквы получались нежирные. Больше всего неприятностей школьникам доставляли

Слайд 24Металлические перья благополучно дожили до середины XX века. Именно они упоминаются

в советской песне, ставшей полуофициальным школьным гимном: «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе…»


Потом появились ручки с небольшой емкостью внутри, заправлявшейся чернилами. Их серьезным преимуществом было то, что отныне перо не требовалось постоянно окунать в чернильницу, достаточно было заранее заправить ручку.


Металлические перья благополучно дожили до середины XX века. Именно они упоминаются в советской песне, ставшей полуофициальным школьным

Слайд 25
А в конце 1960-х до советских школ наконец-то

добрались и шариковые ручки, изобретенные венгерским журналистом Ласло Биро еще в 1931 году. Место заостренного кончика в них занял шарик, вращавшийся при скольжении по бумаге и обеспечивавший равномерную подачу пастообразных чернил. Такими ручками пользуются и современные школьники.
А в конце 1960-х до советских школ наконец-то добрались и шариковые ручки, изобретенные венгерским

Слайд 26Чем бы мы ни писали, что бы ни изобрели для нас

учёные, главное – писать надо старательно, красиво и грамотно, приумножая силу и славу прекрасного русского языка. -Вы согласны с этим?
Чем бы мы ни писали, что бы ни изобрели для нас учёные, главное – писать надо старательно,

Слайд 27Русский народ всегда ценил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать -

красоту творить».
Русский народ всегда ценил красивое письмо.  Он говорил:  «Красиво писать - красоту творить».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть