Презентация, доклад на тему РОЛЬ ЛЕКСИКИ В РЕЧИ.

Содержание

Цели: обобщение и повторение раздела «Лексика»; знакомство учащихся со сферами употребления русской лексики; закрепление навыков правописания.

Слайд 1Открытый урок
«Лексика и фразеология. Лексическое значение слова.»

Открытый урок «Лексика и фразеология. Лексическое значение слова.»

Слайд 2Цели:
обобщение и повторение раздела

«Лексика»;
знакомство учащихся со сферами употребления русской лексики;
закрепление навыков правописания.
Цели: обобщение и повторение раздела           «Лексика»; знакомство

Слайд 3Эпиграф:
«Тысячелетиями накапливаются
и вечно живут в слове
несметные сокровища человеческой

мысли и опыта»
(М. А. Шолохов)
Эпиграф:«Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта»(М. А. Шолохов)

Слайд 4Лексика – это словарный состав языка,

какого-нибудь его стиля,
сферы, а также чьих- нибудь
произведений , отдельного
произведения.
Лексика – это словарный состав языка,        какого-нибудь его стиля,

Слайд 10Утро

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По

зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит–рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.


Сняли сети с шестов, вёсла с к лодкам несут.
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышко ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло.
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с косой, едет – песню поёт.
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
И.С. Никитин

УтроЗвезды меркнут и гаснут. В огне облака.Белый пар по лугам расстилается.По зеркальной воде, по кудрям лознякаОт зари

Слайд 11Олицетворение – это разновидность метафоры.
Олицетворение – это стилистический приём,

с помощью которого неодушевлённые предметы,
явления природы, отвлечённые понятия представляют
в образе человека или другого живого существа.

Улыбнулась солнцу сонная земля..

Лексические и синтаксические особенности.

Олицетворение – это разновидность метафоры.Олицетворение – это стилистический приём,

Слайд 12Ответы:

пар расстилается; по кудрям лозняка (ивовый куст);
дремлет чуткий камыш; свет

разливается; брызнет роса серебристая; потянул ветерок; воду морщит-рябит; восток всё горит-разгорается; золотыми потоками хлынуло; утро весёлое.
Ответы:пар расстилается; по кудрям лозняка (ивовый куст); дремлет чуткий камыш; свет разливается; брызнет роса серебристая; потянул ветерок;

Слайд 13Эпитеты – определение, прибавляемое

к названию предмета
для большой
изобразительности.
Эпитеты – определение, прибавляемое           к названию предмета

Слайд 14Ответы:

по зеркальной воде; алый свет;
чуткий камыш;
роса серебристая; золотыми потоками;

утро веселое.
Ответы:по зеркальной воде; алый свет; чуткий камыш; роса серебристая; золотыми потоками; утро веселое.

Слайд 15Ответы:

алый – багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

Ответы:алый – багровый, багряный, пунцовый,   пурпурный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

Слайд 16Инверсия – обратный

порядок слов.
Инверсия – обратный          порядок слов.

Слайд 17Ответы:

Дремлет чуткий камыш;
Пронеслись утки с шумом и скрылись;
Едет пахарь с косой.

Ответы:Дремлет чуткий камыш;Пронеслись утки с шумом и скрылись;Едет пахарь с косой.

Слайд 18Знаки препинания:

«,» - обозначает паузу;
«.» – в конце предложения – завершённость

или более
глубокую паузу;
«-» – результативность действия;
«…» – указывает на незавершённость интонации;
«!» – знаки передаёт мольбу.

Знаки препинания:«,» - обозначает паузу;«.» – в конце предложения – завершённость или болееглубокую паузу;«-» – результативность действия;«…»

Слайд 19
Ответы:

небо в звёздах; верить в свою звезду; звезда экрана;
пятиконечная звезда;

звезда на погонах;
морская звезда.
Ответы:небо в звёздах; верить в свою звезду; звезда экрана;пятиконечная звезда; звезда на погонах; морская звезда.

Слайд 20Утро

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По

зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит–рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.


Сняли сети с шестов, вёсла с к лодкам несут.
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышко ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло.
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с косой, едет – песню поёт.
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
И.С. Никитин

УтроЗвезды меркнут и гаснут. В огне облака.Белый пар по лугам расстилается.По зеркальной воде, по кудрям лознякаОт зари

Слайд 21Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный.2.Активный.3.Ничтожный.4.Вечность.
5.Вперед.6.Всегда.7.Высоко. 8.Завышать. 9.Круто. 10.Твёрдый. 11.Нужда. 12.Подлинный. 13.Мгновнеие. 14.Пассивно. 15.Скрытый.

16.Великий. 17.Назад. 18.Занижать. 20.Полого. 21.Мягкий. 22.Достаток. 23.Поддельный.
24.Низко.
Сгруппируйте парами антонимы.1.Явный.2.Активный.3.Ничтожный.4.Вечность.5.Вперед.6.Всегда.7.Высоко. 8.Завышать. 9.Круто. 10.Твёрдый. 11.Нужда. 12.Подлинный. 13.Мгновнеие. 14.Пассивно. 15.Скрытый. 16.Великий. 17.Назад. 18.Занижать. 20.Полого. 21.Мягкий. 22.Достаток.

Слайд 22Ответы
1-15; 2-14; 3-16; 4-13; 5-17;
6-18; 7-24; 8-19; 9-20; 10-21;
11-22; 12-23.

Ответы1-15; 2-14; 3-16; 4-13; 5-17; 6-18; 7-24; 8-19; 9-20; 10-21;11-22; 12-23.

Слайд 24С помощью комбинации «буква-цифра» укажите те крылатые слова,
значение которых поясняется.
А)

То, что порождает ссору.
Б) Непонятное, загадочное существо,
странный человек.
В) Мерка, под которую насильственно
подгоняется что-нибудь.
Г) Мир поэзии, поэтов.
Д) Самовлюблённый человек.
Е) Злой, свирепый надсмотрщик, страж.
Ж) Бесследно исчезнуть из памяти людей.
З) Неугасимое стремление к достижению
высоких целей в науке, искусстве,
общественной работе.
И) О запутанном стечении обстоятельств.
К) Правосудие.
Л) Неосуществимая, несбыточная и
странная мечта.
М) Дар врагу с целью его погубить.

1. Ахиллесова пята.
Геростратова слава.
Дамоклов меч.
Кануть в Лету.
Муки Тантала.
Одиссея.
Пегас.
Прокрустово ложе.
Сфинкс.
Фемида.
Фортуна.
Цербер.
Бочка Данаид.
Гордиев узел.
Елисейские поля.
Между Сциллой и Харибдой.
Немезида.
Парнас.
Пиррова победа.
Прометеев огонь.
Троянский конь.
Нарцисс.
Химера.
Яблоко раздора.


С помощью комбинации «буква-цифра» укажите те крылатые слова, значение которых поясняется.А) То, что порождает ссору.Б) Непонятное, загадочное

Слайд 25Ответы
А-24; Б-9; В-8; Г-18; Д-22;
Ж-4; З-20; И-14; К-10;
Л-23; М-21.

ОтветыА-24; Б-9; В-8; Г-18; Д-22; Ж-4; З-20; И-14; К-10; Л-23; М-21.

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть