Презентация, доклад на тему Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте (10 класс)

Содержание

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.

Слайд 1РОЛЬ изобразительно-выразительных средств языка в тексте

РОЛЬ изобразительно-выразительных средств языка в тексте

Слайд 2Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств

и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать

Слайд 3Выразительные средства языка прослеживаются на всех уровнях:
фонетика
лексика
фразеология
морфология
словообразование
синтаксис

Выразительные средства  языка прослеживаются на всех уровнях:фонетика лексикафразеология морфологиясловообразованиесинтаксис

Слайд 4ассонанс
аллитерация

Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют более яркой

и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя

Выразительные средства фонетики

ассонанс аллитерация Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют более яркой и образной передаче чувств и настроений

Слайд 5ПРИМЕР ассонанса и аллитерации
И веют древними поверьями

Ее упругие шелка. (А.Блок)
(Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука /э/. Повторение этого звука усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.)

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
(В данном случае автор использует приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих /щ/, /ж/, /ш/, что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит

ПРИМЕР ассонанса и аллитерации И веют древними поверьями         Ее

Слайд 6

звуки
И, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности, близости;
А – изображение великолепия, пространства, глубины, вышины, даль, океан, ширь;
Я – приятность, увеселение, нежность;
О –звук восторга, огромного, темного, долгого
У, Ы – страшные и сильные чувства: гнев, боль, зависть, печаль;
Р – громкое, яркое, красное, горячее, быстрое;
Л – бледное, голубое, холодное, плавное, легкое;
Н – нежное, небо, ночь;
Д, Т – душное, тяжкое, туман, тьма
М – милое, мягкое, мать, море

Вывод:


Слайд 7синонимы
антонимы
омонимы
фразеологизмы
стилистически окрашенная лексика
лексика ограниченного употребления
Выразительные средства лексики и фразеологии

синонимыантонимыомонимыфразеологизмыстилистически окрашенная лексикалексика ограниченного употребленияВыразительные средства лексики и фразеологии

Слайд 8Синонимы
Позволяют уточнять мысль и передавать ее

различные смысловые оттенки
Более глубоко раскрывать тот или иной признак

Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости. (Ильф)

Синонимы Позволяют уточнять мысль и передавать    ее различные смысловые оттенки Более глубоко раскрывать тот

Слайд 9Антонимы
Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.
Богатство и бедность, старость

и молодость, красота и безобразие – это и было то, о чем говорится в сказках
Антонимы Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие –

Слайд 10Омонимы
Используются для усиления выразительности и экспрессии речи;
Для создания выразительности

комического характера

1.Ты белых лебедей кормила,
откинув тяжесть черных кос. (Брюсов)
2. «Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили.

Омонимы Используются для усиления выразительности и экспрессии речи; Для создания выразительности комического характера1.Ты белых лебедей кормила,откинув тяжесть

Слайд 11Фразеологизмы
Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;
создать нужную стилистическую

тональность;
более ярко выразить отношение к сообщаемому,
передать авторские чувства и оценки

Я был везде: у черта на куличках. От Родины за тридевять земель.
Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств.

Фразеологизмы Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;создать нужную стилистическую тональность; более ярко выразить отношение к

Слайд 12Стилистически окрашенная лексика
Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;
Служит средством речевых

характеристик героев;
Служит средством передачи авторских эмоций и оценок.

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли..»
А. Пушкин
Внучок мой ненаглядный, соколик, солнышко!
Богиня красоты, любви и наслажденья! Тургенев

Стилистически окрашенная лексика Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;Служит средством речевых характеристик героев;Служит средством передачи авторских эмоций

Слайд 13Лексика ограниченного употребления
Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности;
Для

выражения авторских оценок, чувств;
Для создания иронического эффекта

«Лепота!»-молвил царь.
«Удались, бабка! Сей момент удались отседова. Ты меня чудок жизни не лишила» Шолохов
Он вытянул насколько возможно бороду и губы – ближе подступить мешало чрево. А.Толстой.

Лексика ограниченного употребленияДля усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности;Для выражения авторских оценок, чувств;Для создания иронического

Слайд 14Формы глаголов настоящего времени
Форма повелительного наклонения
Формы множественного числа глаголов прошедшего времени

вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего
Глаголы повелительного наклонения
Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи
Использование суффиксов и приставок (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных)
Использование окказионализмов

Выразительные средства морфологии и словообразования

Формы глаголов настоящего времениФорма повелительного наклоненияФормы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии

Слайд 15Формы глаголов настоящего времени
Актуализируют прошедшие события и делают их более

наглядными

Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои смирнехонько стоят.

Формы глаголов настоящего времени Актуализируют прошедшие события и делают их более нагляднымиТолько выхожу от мирового, глядь –

Слайд 16Форма повелительного наклонения
Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности
…И как судьба меня

не хлопай,
Я устремлен душою всей
К тебе, о синий Енисей! (И.Северянин)
Форма повелительного наклонения Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности…И как судьба меня не хлопай,   Я устремлен

Слайд 17Формы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при

отсутствии подлежащего

Актуализируют действие и придают особую значимость лицу, представленному как неопределенное.

Меня выслушали внимательно, что-то пометили в журнале и не спросили.

Формы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащегоАктуализируют действие и придают особую

Слайд 18Глаголы повелительного наклонения
Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста
Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои… Тютчев
Глаголы повелительного наклоненияУсиливается эмоциональность и экспрессивность текста Молчи, скрывайся и таи  И чувства, и мечты свои…

Слайд 19Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи
Передается напряженное состояние героя


Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья… А. Фет

Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речиПередается напряженное состояние героя Шепот, робкое дыханье,  Трели соловья…

Слайд 20Использование суффиксов и приставок
для усиления образности и изобразительности текста и

актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действия или его субъекта
- для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных)

Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. Ф.Достоевский

Использование суффиксов и приставок для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом

Слайд 21Использование окказионализмов
- для создания речевых характеристик героя в той или

иной стилистической тональности текста
- для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого

Я думал – ты всесильный Божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
В.Маяковский

Использование окказионализмов - для создания речевых характеристик героя в той или иной стилистической тональности текста- для индивидуализации

Слайд 22Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения
- Знаки препинания
- Авторские знаки препинания


Выразительные средства синтаксиса

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения - Знаки препинания- Авторские знаки препинания Выразительные средства синтаксиса

Слайд 23Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения
- Используются для усиления авторской мысли,

выражения авторской позиции, создания образности
-подчеркивают и усиливают авторские мысли, оценки и эмоции

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей? А.Ахматова

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения - Используются для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности-подчеркивают и

Слайд 24 Знаки препинания
- способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств

автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора; тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование.

По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким –
За плащом – рдяным и рваным.
М. Цветаева

Знаки препинания- способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или

Слайд 25арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы,

и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

ВЫВОД:

арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь,

Слайд 26Рефлексия
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…

РефлексияЯ вспомнил, что…Я понял…Было интересно…Особенно понравилось…Вызвало затруднение…Было сложно…Нужно выучить…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть