Слайд 1
Выбрала плюшевый материал, сделала выкройку, прошила края, набила мягкой ватой, пришила
глаза из пуговок, симпатичный клювик приклеила и украсила пышным разноцветным хвостом. Кого она смастерила?
Слайд 3Актуализация знаний
Какие слова вам подсказали, что это птица? Какой частью речи
они являются и какова их роль в речи? Назовите другие слова этой части речи
Какими частями речи являются выделенные слова? Какова их роль?
Какие ещё самостоятельные части речи использованы? С какой целью включены
в данный текст?
Слайд 4Новый материал
Тема: «Употребление глаголов в речи»
Цель урока: рассмотреть различные функции глаголов
и закрепить их использование в речи
Задачи:
подбор языкового материала
анализ роли глагола
редактирование материала (при необходимости)
результат исследовательской деятельности
Слайд 6Практическая работа №1
Укажите, какую роль выполняют в тексте глаголы. Как они
называются в художественном стиле речи.
По лесу шёл веселый ветер. То он начинал играть с листочками деревьев, то свистел, как соловей, то неожиданно исчезал и прятался среди деревьев. А когда резко появлялся, так свистел, что у лесных жителей душа в пятки уходила.
Слайд 7Практическая работа №1
Определите время глаголов. Почему автор использовал глаголы разного времени?
Допустимо ли это или текст надо отредактировать?
Это было прошлым летом. Миша отдыхал у бабушки. Он никогда не видел восхода солнца в городе. А тут вдруг открыл глаза и -сказка! Солнце поднимается огромным небесным светилом совсем рядом. Его лучи гладят Мишины щёки, волосы. Небо, горизонт, земля- всё освещается таким волшебным цветом, как будто на землю упал огромный разноцветный метеорит.
Слайд 8Практическая работа №1
Определите время глаголов. Почему автор использовал глаголы разного времени?
Допустимо ли это или текст надо отредактировать?
Это было прошлым летом. Миша отдыхал у бабушки. Он никогда не видел восхода солнца в городе. А тут вдруг открыл глаза и -сказка! Солнце поднимается огромным небесным светилом совсем рядом. Его лучи гладят Мишины щёки, волосы. Небо, горизонт, земля- всё освещается таким волшебным цветом, как будто на землю упал огромный разноцветный метеорит.
Слайд 9Функции глаголов в речи
-Рассказать, сообщить
-Исключить повторы
-Придать красочность, образность
-Логически правильно оформить текст
-Оформить порядок действий
Слайд 10Практическая работа №2
Восстановите хронологию событий в тексте. Что вам подсказало порядок
расположения частей?
Марья Кириловна обвенчалась с князем Верейским.
Владимир Дубровский возвратился в Кистенёвку.
Владимир Дубровский получил известие о болезни отца.
Саша спрятал кольцо в дупле.
Дружбу А.Г.Дубровского и К.П. Троекурова «Расстроил нечаянный случай».
По решению суда имение А.Г.Дубровского было передано Троекурову.
Владимир Дубровский принял решение сжечь усадьбу.
Троекуров решил «угостить» француза в «медвежьей комнате».
Отец сообщил Марье Кириловне, что князь Верейский сватает её.
Дефорж признался Марье Кириловне, что он- Дубровский.
Слайд 11А.С.Пушкин. Роман «Дубровский»
Дружбу А.Г.Дубровского и К.П. Троекурова «Расстроил нечаянный случай
По решению суда имение А.Г.Дубровского было передано Троекурову.
Владимир Дубровский получил известие о болезни отца.
Владимир Дубровский возвратился в Кистенёвку.
Троекуров решил «угостить» француза в «медвежьей комнате».
Дефорж признался Марье Кириловне, что он- Дубровский.
Отец сообщил Марье Кириловне, что князь Верейский сватает её.
Саша спрятал кольцо в дупле.
Марья Кириловна обвенчалась с князем Верейским.
Слайд 12Практическая работа №3.
Используя ниже данные слова для справок, составьте инструкцию по
использованию электрического утюга
Слова для справок: налить, проверить, включить, вылить, отключить, закрыть, насыпать, нажать, загрузить
Практическая работа №3. Используя ниже данные слова для справок, составьте инструкцию по использованию электрического чайника
Практическая работа №3. Используя ниже данные слова для справок, составьте инструкцию по использованию стиральной машины
Слайд 14Эпилог
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи» (Алексей Югов)
«Русский язык
чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существуют до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов» (В. Г. Белинский)
«Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе» (А. Н. Толстой)
«… По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера» (Ю. В. Бондарев)
«Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены» (А. М. Пешковский)