Слайд 1«Национально-региональный компонент на уроках русского языка и литературы в школе»
Слайд 2ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ВНЕДРЕНИЯ НРК
В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ЯВЛЯЮТСЯ:
ОБОГАЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ
О РОДНОМ КРАЕ, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА, СПОСОБСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ, ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ, ЖИТЕЛЯМ СВОЕГО КРАЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, малой родине
Слайд 3Региональный компонент отражает региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации
НРК в лингвистике не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса.
Местный языковой материал систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку.
Слайд 4 Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он
отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Изучение предмета с опорой на специфику среды, ее обычаи, традиции вызывает у учащихся желание познать культуру народа, формирует их нравственные ценности.
Слайд 5
Отрывки из литературных произведений коми авторов используются учителями
при изучении различных разделов русского языка: фонетики, словообразования, морфологии, лексики, синтаксиса, пунктуации. Тексты коми авторов можно использовать на уроках развития речи (написание изложений, сочинений, определение стилей и типов речи) для комплексного анализа.
Н.Н.Куратова Е.В.Габова И.В.Коданёв Г.А.Юшков
Слайд 6
в
5 класс
«Спряжение глагола»
Коданёв И.В. «Золотая осень». Выпишите
глаголы, определите спряжение.
Сентябрь. Солнце уже не летнее, но тепло. Хорошо побывать в такой день в парме. Шага…шь по мягкому мху, дыш…шь чистым лесным воздухом. Игра…т лёгкий ветерок, опадающие жёлтые листья, как бабочки, круж…тся в воздухе и медленно опускаются на сырую землю. По ручьям стел…тся туман. Не спеша шага…шь по узкой просеке и любу…шься, как ребёнок.
Иван Васильевич Коданёв (10.11.1916-15.09.1982) — Коми советский писатель
Слайд 75 класс «Простые и сложные предложения»
Коданёв И.В. «Всю ночь кричал
заяц». Укажите количество простых и количество сложных предложений в тексте.
1.Вот уже на крышах повисли острые сосульки. 2.Придёт время и погода начнёт торопиться. 3.В этом ей поможет яркое солнце оно день ото дня греет всё сильнее… 4.Снега в лесу лежат до пояса днём без лыж шагу не ступишь. 5.Когда ночью в небе ни облачка наступает весенний праздник звёзд. 6.Ярко освещают они спящую парму заснеженные реки луга и деревни.
Слайд 8
Проект в 5 классе
«Книга кулинарных рецептов»
(повелительное наклонение глагола)
Рецепты коми
блюд, описание приготовления, оформление страницы.
Картупеля нянь (шаньги с картофелем)
В тёплой воде или молоке растворите сухие дрожжи, соль, сахар. Приготовьте дрожжевое густое тесто. Сделайте шарики из теста и раскатайте их в лепёшки. Отваренный картофель тщательно разомните, добавьте горячее молоко, массу взбейте. На середину лепёшки положите картофельное пюре, поверхность разровняйте и смажьте яично-сметанной смесью. Шаньги выпекайте при температуре 200-220 градусов в духовке, затем смажьте растопленным маслом.
Слайд 11
5 класс
«Собственные и нарицательные имена существительные»
Исправьте работу
ученика Пети Ошибкина. Какие слова вам неизвестны? На какие группы можно разделить эти слова?
Село, Княжпогостский, Тракт, Кедва, река, Кылтовка, Шошка, вымь, Район, город, синдор, посёлок, Емва, туръя, деревня, Весляна, княжпогост, Кони, серёгово, Иоссер, Удор, Ветью.
Добавьте в группы слов свои примеры.
Слайд 12Княжпогостский район
Шошка, Туръя, Княжпогост, Серёгово – сёла,
Кедва, Вымь, Кылтовка – реки,
город Емва,
Синдор, Иоссер, Тракт, Ветью – посёлки,
Весляна, Кони, Удор – деревни.
Кедва - река, впадает в реку Вымь.
Слайд 145 класс «Тире между подлежащим и сказуемым»
Составьте предложения со словами:
Сыктывкар,
Вычегда, Усть-Вымь, Республика Коми, Усть-Сысольск, Печора. О каких населенных пунктах вы бы хотели ещё рассказать?
Сыктывкар – это столица Республики Коми.
Вычегда - река на севере Европейской части России в Республике Коми и Архангельской области.
Усть-Вымь - село в Усть-Вымском районе Республики Коми, находится в 72 километрах от Сыктывкара.
Усть-Сысольск – название столицы Республики Коми города Сыктывкар до 1930 года.
Печора - город в Республике Коми.
Печора - река в Республике Коми и Ненецком автономном округе России.
Слайд 155 класс «Двоеточие при однородных членах»
Составьте предложения с однородными членами, ответив
на вопросы (репродуктивные). Используя ваши ответы, составьте текст.
Какие города есть в Республике Коми?
Какие реки протекают на территории Республики Коми?
Какие деревья растут в Княжпогостском районе?
Какие животные обитают в лесах Княжпогостского района?
Какие ценные породы рыб обитают в водоёмах Княжпогостского района?
Слайд 16
В Республике Коми одиннадцать городов: Сыктывкар, Емва, Ухта, Сосногорск, Микунь,
Инта, Усинск, Печора, Вуктыл, Троицко-Печорск, Воркута.
На территории Княжпогостского района растут деревья: ель, пихта, сосна, берёза, осина, тополь, рябина.
В лесах Княжпогостского района встречаются разные животные: лось, волк, лиса, заяц, рысь, медведь, кабан, бобр, ондатра.
В водоёмах Княжпогостского района обитают ценные породы рыб: сёмга, стерлядь, нельма, сиг, хариус.
Слайд 175 класс «Степени сравнения прилагательных»
Составление предложений на тему «Реки и
озёра Республики Коми. Что вы знаете о реке Вымь?
Сравнените реки и озёра по ширине, длине, глубине. Используйте прилагательных в различных степенях сравнения.
Река Печора глубже и шире, чем Вычегда. Река Вычегда длиннее Сысолы почти в два раза. Река Щугор - самая чистая и прозрачная река на территории нашей республики. Ямозеро - глубочайший водоём Республики Коми, расположенный в центральной пониженной части Тиманского кряжа.
Слайд 20 Самое главное в избе – это печь. Она
давала людям тепло, обогревала помещение, в печи готовили пищу.
А еще над ней сушили грибы и ягоды на зиму. Пространство возле печи называлось «бабье место».
Слайд 21«Красный угол» всегда находился наискосок от печи
Здесь всегда горел «небесный»огонь
– лампада.
Это самое почетное место в доме.
Здесь усаживали дорогого гостя, здесь беседовал отец с сыном.
Слайд 22 В избе нет перегородок, отдельных комнат.
Здесь и кухня, и
передний красный угол,
и прихожая - подпорожье.
Поражает высота бревенчатого потолка
(высота от пола 3,3 м).
Вероятно, изба раньше была курной,
топилась "по-черному".
Позднее поставили белую
глинобитную печь.
Она занимает почти четвертую
часть объема избы.
Площадь избы невелика.
Однако здесь жила большая семья –
более десяти человек, и у всех было
свое место во время работы, обеда, сна...
Коми-пермяцкая изба "керку"
Слайд 24
6 класс «Употребление числительных в речи»
Напишите числительные правильно, укажите их падеж, выделите окончания.
Река Вымь имеет длину около 499 километров. Население Княжпогостского района на начало 2015 года составляло 20572 человека. Княжпогостский район был образован 14 июля 1939 года. Печора - река в Республике Коми и Ненецком автономном округе Российской Федерации, длина реки 1809 км. Длина Синдорского озера около 12 км, ширина — 2-4 километра, площадь - 28,5 км², средняя глубина 1,5 метра. Вычегда - река на севере Европейской части Российской Федерации, правый приток Северной Двины. Протяженность 1130 км, (в пределах Республики Коми - 920 км).
Слайд 256 класс «Характеристика делового стиля. Инструкции. Полезные советы. Памятки»
ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ
ВБЛИЗИ ПОЖАРА В ЛЕСУ.
Выходите на дорогу, просеку или к берегу реки.
Выходите из зоны быстро, перпендикулярно направлению движения огня.
Выйдя на открытое пространство, дышите воздухом возле земли - там он менее задымлен, рот и нос при этом прикройте мокрой тряпкой или платком.
Если нет открытых участков, выходите по участку лиственного леса, в отличие от хвойного он возгорается не сразу и горит слабо.
Если невозможно уйти от пожара, войдите в воду или накройтесь мокрой одеждой.
Слайд 267 класс «Описание внешности человека»
Опишите девушку в национальном коми костюме.
Слайд 297 класс «Публицистический стиль речи. Заметка в газету»
Проект
«Стенгазета». Ученикам были предложены различные темы для заметок, среди них были такие темы:
Экология города.
В краеведческом музее.
Город в лицах.
Родные места.
Красота вокруг нас.
Слайд 30
Ермолин Рем Николаевич (1928-2004) «Портрет мастера лодок Д.И.Малышева», «Девушка коми», «Автопортрет»,
«Портрет Клавы Булыгиной»
П
Слайд 31 Поляков Валентин Викторович - коми художник
«Зимой в Сыктывкаре»
«У пединститута» 1955 г.
Слайд 32Поляков Валентин Викторович - коми художник (1905-1974 г.)
«Весной в парке
им. С.М.Кирова» «Прогулки по городу»
Слайд 33Контрольно-измерительные материалы по подготовке к ГИА с использованием национально-регионального компонента, технологии
интеграции и ИКТ
Природный памятник «Столбы выветривания»
Слайд 34
1) Останцы на плато Маньпупунёр, или, как их еще называют,
«мансийские болваны», представляют собой столбы выветривания. 2) Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. 3)Проходили тысячелетия. 4) Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, в первую очередь слабые породы. 5)Твёрдые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.
Слайд 356)Чем ближе подходишь к ним, тем необычней становится их вид. (7)Один
столб стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. (8) Шесть других выстроились в ряд у края обрыва.(9) Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана.
Слайд 36 10)Неудивительно, что в прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния,
поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом.
Слайд 37Задания к тексту
1.Определите стиль текста:
А.Художественный
Б.Публицистический
В. Научный
Г.Официально-деловой
2.Найдите предложение с вводной конструкцией, укажите
его номер.
3. Выпишите из 2 предложения словосочетания со связью согласование
4. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
6. Среди предложений 5 -9 найдите неполное предложение. Напишите номер этого предложения
7.Из предложений 5-7 выпишите слова, в которых правописание н определяется правилом. «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется - н»
8.Каким способом образовано слово изваяние?
А. приставочным
Б приставочно-суффиксальным
В. сложением
Г. суффиксальным
9.Из предложений 6-10 выпишите прилагательное в превосходной степени.
10.Из предложений 7-13 выпишите слово с непроизносимой согласной.
Слайд 38Или мир подростка в
рассказе Е. Габовой
«Не пускайте рыжую на озеро»
Легко ли быть Рыжим?
Слайд 39Работа в группах
1 группа:
- Что мы узнали о семье девочки, о
её внешности? Как относятся одноклассники к Светке? Подтвердите примерами из текста.
2 группа:
- Как к девочке относится сам рассказчик? Согласен ли он с мнением класса? Подтвердите примерами из текста.
3 группа:
- Как вы думаете, класс был дружный? Может ли зло сплотить, сдружить?
Кто в классе заводилы? Как они себя ведут по отношению к девочке?
4 группа:
-А какая сама Света? Как она ведет себя в классе? Какие примеры говорят что она - необычная девочка? Почему она рвётся на озеро?
Дополнительные вопросы:
В школе важно быть сплоченным коллективом? Почему? Нужно ли всегда поддерживать класс?
Слайд 40Ребята считали, что она выла
– она пела высоким, удивительно знакомым
голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева
А как вы думаете, где кульминация рассказа?
Ваше отношение к её одноклассникам?
Что же помогло героине выстоять?
Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре?
А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева?
Слайд 41Нравственность
Рефлексия. Фишбоун ( рыбья кость)
Слайд 43ВЫВОД
Включение НРК в программу имеет большое значение в решении
образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Различные текстовые материалы о Республике Коми, прозаические и стихотворные произведения коми авторов на уроках русского языка воспитывают интерес к тому, что называется малой родиной, расширяют представления об истории и традициях республики, района, города, помогают понять и оценить людей, живущих рядом, что способствует общей гуманизации школьного образования.