Слайд 1 Рефлексия как обязательный этап современного учебного занятия
Слайд 2Что такое рефлексия
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И.,
Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Слайд 3Необходимость использования рефлексии на уроках
РЕФЛЕКСИЯ - одно из условий формирования регулятивного
универсального учебного действия
умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки – неотъемлемый этап любой деятельности
Слайд 4Рефлексия возможна, если:
детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов
работы;
ученика привлекают к постановке личных целей и задач в образовании;
учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности учеников;
признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему;
в основу оценки ребенка кладется не отметка учителя, а самооценка процесса своего образования.
Слайд 5Классификация рефлексии
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная,
групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
Слайд 6Приемы организации рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания
учебного предмета
Слайд 7Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики»
2. «Букет настроения», «Дерево чувств»
3. « Солнышко и
тучка»
4. Эмоционально-художественное оформление.
5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
Слайд 8Приём рефлексии
«Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые
наиболее точно передают их состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение
Скука.
Тревога.
Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение.
Слайд 9Рефлексия деятельности
«Благодарю…»
«Оценочная лесенка»
«Бассейн»
«Мишень»
«Дерево успеха»
«Пятерочка»
«10 баллов»
«Для меня сегодняшний урок…»
«Поезд»
Слайд 10 сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я
могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»
Слайд 13Словарная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
Слайд 14Рефлексия содержания учебного предмета
«Плюс – минус – интересно»
«Волшебный мешочек»
«Поляна»
«Корзина идей»
«Дерево»
«Светофор»
«Незаконченное предложение»
«Синквейн»
Слайд 15Прием рефлексии “Светофор”
Надо повторить ещё раз
Совсем не понятно
Всё легко и просто
Слайд 16 - Я узнал(а) много нового …
Мне это пригодится
в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Утверждение»
Слайд 17Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5. Материал урока мне был………
6. Мое настроение……..
Слайд 19Рефлексия - противопоставление
Самое лучшее в занятии (упражнении) было…,
а самое худшее… .
Самое интересное было… , а самое скучное… .
Самым веселым было…, а самым серьезным … .
Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы…
Я был(а) уверен(а) в себе, когда… . Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .
Слайд 21Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное
понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или
расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово).
С и н к в е й н
Слайд 22Рефлексия учителя
Что я делаю?
С какой целью?
Каковы результаты моей деятельности?
Как я этого
достиг?
А можно ли сделать лучше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы – он развивается.
Рефлексия – залог развития и продвижения вперёд.
Слайд 23
Игра для проведения рефлексии
«Шесть шляп мышления»
Метод Эдварда де Боно
Слайд 24Поисковые системы Рунета
На примере Google
Слайд 25
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован
на уроке любой предметной области, при обсуждении любой темы.
Использование данного метода развивает у людей способность структурировать информацию.
В «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.
Слайд 26ПРИТЧА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление
шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Слайд 27ВЫВОД:
Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу – ключевая
идея метода де Боно.
Меняйте шляпы, коллеги)))
Слайд 28
В основе этого метода лежит идея
параллельного мышления.
Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник, методист.
Слайд 29Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей –
и включает их в работу в нужный момент.