Презентация, доклад на тему Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

Содержание

Человек достигнет результата, только делая что-то сам…

Слайд 1Современный урок.
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка

и литературы




2016 год

Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

Слайд 2Человек достигнет результата, только делая что-то сам…

Александр Пятигорский


Человек достигнет результата, только делая что-то сам…

Слайд 3Задача современной школы -
формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать

решения, отвечать за них, находить пути их реализации.
Задача современной школы -формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути

Слайд 4Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании
Идея деятельностного подхода состоит в том,

что новые знания даются детям не в готовом виде. Ученики «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитанииИдея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не

Слайд 5Главные принципы деятельностного подхода:
научить учиться, 
научить объяснять явления действительности, их сущность, причины,

взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, 
научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п., 
научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, 
научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и.т.п.). 

Главные принципы деятельностного подхода:научить учиться, научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, научить ориентироваться

Слайд 6Особенность учебного процесса в системе деятельностного подхода



Ученик – центр деятельности


Учитель – помощник, консультант, стимулирующий активность, инициативу, самостоятельность ученика
Особенность учебного процесса в системе деятельностного подходаУченик – центр деятельности   Учитель – помощник, консультант, стимулирующий

Слайд 7Отличие современного урока от традиционного

Отличие современного урока от традиционного

Слайд 8Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
На уроках

русского языка и литературы происходит формирование базовых компетенций: общекультурной, информационной, коммуникативной.

Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы. Текст включает в себя языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Текст - это и предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирование двух предметов – русского языка и литературы.


Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературыНа уроках русского языка и литературы происходит формирование

Слайд 9Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
Основная задача

традиционного урока литературы – научить читать и пересказывать, отвечать на вопросы по тексту.

Основная задача современного урока литературы – научить поиску информации, её использованию.

Задача современного учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых как в школьных, так и во внешкольных ситуациях.

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературыОсновная задача традиционного урока литературы – научить читать

Слайд 105 класс. Изучение народных сказок на уроке литературы
«Сказка – ложь, да

в ней намёк…»

Проблемный вопрос:
Почему сказку называют ложью?
5 класс. Изучение народных сказок на уроке литературы«Сказка – ложь, да в ней намёк…»Проблемный вопрос: Почему сказку

Слайд 115 класс. А.С.Пушкин «Няне»
Родной человек
Кого мы считаем родным
человеком?

От собственного понимания слова

«родной»
- к осознанию «родные А.С.Пушкина»
- к пониманию стихотворения «Няне»
5 класс. А.С.Пушкин «Няне»Родной человекКого мы считаем роднымчеловеком?От собственного понимания слова «родной» - к осознанию «родные А.С.Пушкина»

Слайд 125 класс. П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»

Мини-проекты «Реальность и фантастика в сказе

Бажова»
(по вариантам)


Результат: самостоятельный вывод о жанровых особенностях сказа.
5 класс. П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»Мини-проекты «Реальность и фантастика в сказе Бажова» (по вариантам)Результат: самостоятельный вывод о

Слайд 13Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся

(заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выходу к постановке целей.
Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием)

Слайд 14 «БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА»
Фрагмент урока русского языка


в 5 классе
«БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  В КОРНЕ СЛОВА» Фрагмент урока русского языка в 5 классе

Слайд 15ночь

чаща
дрожь круча
роскошь жизнь
луч_ шило
ключ_ щавель
пустошь чудо

Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Проверьте себя

Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм.

Что объединяет эти слова? Обозначьте опознавательный признак, условия выбора орфограмм. Сформулируйте орфографические правила.

«Буква Ь после шипящих «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» шипящих»

Вспоминаем то, что знаем

ночь              чащадрожь

Слайд 16б…чка

ч…лка
м…д ш…лк
л…дка щ…тка
т…плый ж…лтый

Вставьте букву Ё или О. В каком случае возникла проблема выбора?

Сравните результаты

Определяем проблему урока

бочка чё/олка
мёд шё/олк
лодка щё/отка
тёплый жё/олтый

б…чка            ч…лкам…д

Слайд 17Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чём

различие?

Это новый вид орфограммы? Почему? Назовите её опознавательный признак. Сформулируйте учебную проблему.

бочка чё/олка
мёд шё/олк
лодка щё/отка
тёплый жё/олтый

Проверьте свои предположения о проблеме урока.

Какую букву – Ё или О – нужно писать
под ударением после шипящих?

Обсудите в парах.

Что общего в словах  1-го и 2-го столбика?  А в чём различие?Это новый вид орфограммы?

Слайд 18жёлтый крыжовник
шёпот

шорох
чёрный шов
щёлка капюшон

• Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось?

Решаем проблему, открываем новые знания

Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся?

Обсудите и выполните в парах.

Сравните результаты.

искл.

жёлтый        крыжовникшёпот

Слайд 19жёлтый – желтеть
шёпот – шептать
чёрный – чернеть
щёлка – щель

Ответьте на проблемный

вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно.

Установите закономерность в корнях однокоренных слов.

Сравните свои выводы с правилом в учебнике

крыжовник – ?
шорох – ?
шов – ?
капюшон – ?

Проверьте себя.

жёлтый – желтеть
шёпот – шептать
чёрный – чернеть
щёлка – щель

Дополните графическое обозначение условий выбора орфограммы и её опознавательного признака.

жёлтый – желтетьшёпот – шептатьчёрный – чернетьщёлка – щельОтветьте на проблемный вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно. Установите

Слайд 20Это один вид орфограммы или разные? Аргументируйте ответ.
Сравни и запомни!
Чем отличаются

слова в каждой группе?

жонглёр
шоссе
шофёр
шоколад

Найдите информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.

крыжовник
шорох
шов
капюшон

Проверьте себя.

Это один вид орфограммы или разные? Аргументируйте ответ.Сравни и запомни!Чем отличаются слова в каждой группе?жонглёршоссешофёр шоколад Найдите

Слайд 21Шоколад, шофёр, крыжовник.
Шов, шоссе, обжора, шорник.
Шорох, чопорный, чащоба.
Капюшон, жокей, трущоба.

Запомним рифмовку


Запишите в тетрадях новые для вас слова.

Кто изображён на картинке?

Что означает слово шорник?

Шорник — человек, который занимается изготовлением
шор, то есть боковых надглазников, которые надеваются
на лошадей для ограничения поля зрения.

Шоколад, шофёр, крыжовник.Шов, шоссе, обжора, шорник.Шорох, чопорный, чащоба.Капюшон, жокей, трущоба.Запомним рифмовку  Запишите в тетрадях новые для

Слайд 22Современный урок – это прежде всего урок деятельностный.
Проектная деятельность, деловые

игры, коллективные творческие дела – всё то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора действий – это и есть системно-деятельностный подход в обучении.

Вывод

Современный урок – это прежде всего урок деятельностный. Проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – всё

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть