Презентация, доклад на тему Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка

Содержание

Великая цель образования — это не знания, а действия.

Слайд 1Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка
Танюкевич С.В.
учитель русского языка

и литературы
МБОУ Дивненской СОШ
Реализация  деятельностного подхода  на уроках  русского языка Танюкевич С.В. учитель русского языка и литературы

Слайд 2 Великая цель образования — это не знания, а

действия.
Герберт Спенсер

Педагогическая технология - это продуманная
во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.                                               В. М. Монахов

Великая цель образования — это не знания, а действия.

Слайд 3Нормативные документы

Нормативные документы

Слайд 4Актуальность
В стандартах нового поколения в основе лежит

системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Актуальность    В стандартах нового поколения в основе лежит системно - деятельностный подход, который нацелен

Слайд 5Этапы работы в реализации деятельностного подхода
В 2011-2012 уч.

году я занималась изучением теории вопроса реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и знакомилась с педагогическим опытом коллег по данной проблеме;
в 2012-2013 уч. году внедряла наиболее эффективные приёмы и методы работы с текстом в структуру урока и апробировала технологии деятельностного подхода;
в 2013-2014 уч. году продолжаю апробацию технологии деятельностного подхода , выступила на школьном МО и педсовете с обобщением педагогического опыта по данной проблеме.

Этапы работы в реализации деятельностного подхода   В 2011-2012 уч. году я занималась изучением теории вопроса

Слайд 7Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается

следующей системой дидактических принципов:
1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности;
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире;
Система дидактических принципов Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) принцип

Слайд 8 4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна

предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы;
6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования

Слайд 9Каковы же особенности современного урока?
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на

творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
Современные подходы к   уроку: 
личностно-ориентированный,  деятельностный, компетентностный.
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с 
уроком  строгим, характеризующимся порядком, проверенной
  регламентацией,   дисциплиной, исполнительностью учеников, 
подчиняющихся учителю; и встреча с уроком свободным, 
характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами   по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего 
свободный урок.

Каковы же особенности современного урока?  Основными принципами инновационного обучения являются: - креативность (ориентация на творчество);  - усвоение знаний в

Слайд 10Основные методы и формы обучения
Методы обучения – проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый;


исследовательский;
развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению;
метод проектов,
создание ситуации успеха на уроке.
Формы организации учебного пространства – коллективные: парное взаимодействие;
групповое взаимодействие; межгрупповое взаимодействие.
Основные методы и формы обучения   Методы обучения – проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый;  исследовательский;

Слайд 11Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Слайд 13Цели уроков развивающего типа
1.Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная

цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов .
3.Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Цели уроков развивающего типа  1.Урок «открытия» нового знания.  Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому

Слайд 14Структура уроков в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к

учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Структура уроков в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:1. Мотивирование к учебной деятельности.2. Актуализация и фиксирование индивидуального

Слайд 15Осуществляя деятельностный подход, необходимо организовать работу на уроках так, чтобы обучающие

были субъектами собственной деятельности:

-сами осознали и вычленили проблему;
- поставили цель изучения;
- сформулировали задачи;
- решили их;
- сумели применить полученные знания на практике;
- смогли, преобразовывая их, получить новые знания.

Осуществляя деятельностный подход, необходимо организовать работу на уроках так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности:-сами осознали и

Слайд 16Нетрадиционные виды уроков
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон»,
«путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», 
«базар»;
2. «брифинг», «круглый стол»,«аукцион», «съезд»,
 «телемост», «симпозиум»,«презентация», «пресс-конференция»;
3. кино-, теле-, видеоуроки;
4. уроки самоопределения, уроки самореализации;
5. урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств;
6. урок-дискуссия, урок проблемных поисков, уроки интеллектуальных раздумий;
7. модульный урок.
 

Нетрадиционные виды уроков 1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон»,«путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»;2. «брифинг», «круглый стол»,«аукцион», «съезд», «телемост», «симпозиум»,«презентация», «пресс-конференция»;3. кино-, теле-, видеоуроки;4. уроки самоопределения, уроки самореализации;5. урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств;6. урок-дискуссия, урок проблемных поисков, уроки интеллектуальных раздумий;7. модульный урок. 

Слайд 18Технологическая карта урока 

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, 
обеспечить реализацию предметных, метапредметных 
и личностных умений

(универсальных учебных действий ) 
в соответствии с требованиями ФГОС, 
существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. 
Технологическую карту отличают: интерактивность, 
структурированность, алгоритмичность, технологичность
  и обобщенность информации.
 

Технологическая карта урока   Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,   обеспечить реализацию предметных, метапредметных    и личностных умений   (универсальных учебных действий )   в соответствии с требованиями ФГОС, 

Слайд 19Технологическая карта урока Предмет______________________________________________ Класс_________________________________________________ Автор УМК____________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока_____________________________________________ Учитель_______________________________________________

Технологическая карта урока Предмет______________________________________________ Класс_________________________________________________ Автор УМК____________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока_____________________________________________ Учитель_______________________________________________

Слайд 20Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Слайд 21Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Слайд 22Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения 
конкретной  темы,  всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы 
по освоению  темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и 
соотнести его с дальнейшим обучением;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год
 посредством перехода  от поурочного планирования 
к проектированию темы;
определить возможности реализации межпредметных знаний ;
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить 
согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов 
учащимися на каждом этапе

освоения темы.


Технологическая карта позволит учителю:реализовать планируемые результаты ФГОС;определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной  темы,  всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД;осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению  темы от цели до конечного результата;определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода  от поурочного планирования к проектированию темы;определить возможности реализации межпредметных знаний ;на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Слайд 23Анализ урока на основе системно –деятельностного подхода
•Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока);
•время, в течение которого говорил учитель(не более10 минут)
•сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все);
•сколько учеников получили оценки (должны все);
•время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут);
•сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено);
•сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено);
•соответствует ли объем домашнего задания норме (да– нет).
 

Анализ урока на основе системно –деятельностного подхода •Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока);•время, в течение которого говорил учитель(не более10 минут)•сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все);•сколько учеников получили оценки (должны все);•время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут);•сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено);•сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено);•соответствует ли объем домашнего задания норме (да– нет). 

Слайд 24Практическое использование инновационных форм работы
В своей практике при использовании инновационных технологий

в обучении русскому языку я применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки;
- дидактические игры;
- лингвистические карты;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Практическое использование инновационных форм работы В своей практике при использовании инновационных технологий в обучении русскому языку я

Слайд 25Задания на уроке даются конкретно в доступной форме
Изучи предмет в целом,

дай его общую характеристику.
Раздели предмет на части, изучи каждую отдельно.
Соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют.
Действует правило не «закрой тетрадь или учебник» и не «подглядывай», а «открой» «пользуйся опорной схемой или таблицей», разверни по ней полный последовательный ответ.
Задания на уроке даются конкретно в доступной формеИзучи предмет в целом, дай его общую характеристику.Раздели предмет на

Слайд 26Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Слайд 27Мотивация
Для чего мне нужно изучить этот материал?
Как и в какой последовательности

я должен решить эту задачу?
Каким материалом я воспользуюсь?
Все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?

Приемы мотивации:
1. «Линия времени»
2. «Фантазеры»
3. «Жизненный опыт»

МотивацияДля чего мне нужно изучить этот материал?Как и в какой последовательности я должен решить эту задачу?Каким материалом

Слайд 28Работа с текстом
Наиболее эффективной формой в реализации деятельностного

подхода на уроках русского языка я считаю работу с текстом как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Работа с текстом   Наиболее эффективной формой в реализации деятельностного подхода на уроках русского языка я

Слайд 29Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации

работы с текстом:

• комплексная работа с текстом; • лингвостилистический эксперимент; • переработка текста в таблицы, схемы; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами; • составление синквейнов, кластеров к тексту; • коммуникативные и игровые ситуации;
семинарское занятие;
регламентированная дискуссия. В своей практике я использую тексты различных стилей и видов: связное высказывание, словарная статья; формулирование заданий к упражнениям; план; эпиграф, таблица, схема.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

Слайд 30 Типология текстов

Типология текстов

Слайд 31Вторичные тексты

Вторичный текст - это текст,

созданный на основе текста-оригинала (авторского текста). К вторичным текстам относятся аннотации, конспекты, рефераты, изложения, таблицы, схемы, кластеры и т.п.
Вторичными текстами учащиеся пользуются при изучении всех предметов (пересказ параграфа учебника, самостоятельная работа по дополнительным источникам), поэтому обучение созданию вторичных текстов стараюсь вести на межпредметном уровне.
Обучение созданию вторичных текстов имеет большое значение для формирования навыков как устной, так и письменной связной речи. Такая работа позволяет научить школьников выбирать из текста ключевые слова, центральные предложения, развивает умение распространять, детализировать высказывания, приводить необходимые примеры, что в дальнейшем поможет им правильно, логично, точно излагать свои мысли.

Вторичные тексты     Вторичный текст - это текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста).

Слайд 32Прием « чтение с остановками»
Этот прием требует подготовительной работы:
1. Учитель выбирает

текст для чтения.
Критерии отбора текста:
- он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- динамичный, событийный сюжет;
- неожиданная развязка, проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.
Прием « чтение с остановками» Этот прием требует подготовительной работы:1. Учитель выбирает текст для чтения.Критерии отбора текста:-

Слайд 33Составление кластера
При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся

умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). Поможет в этом составление кластера. Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Составление кластераПри работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило,

Слайд 34Алгоритм работы с текстом С
Проблема текста – это сложный вопрос,

который требует исследования, это “сквозная” мысль, волнующая автора. Мы должны внимательно прочитать текст, “увидеть” проблемы, которые ставятся перед нами, и выбрать лишь одну, ответ и рассуждения на которую мы можем прокомментировать. Уместно будет усилить проблему четким вопросительным предложением. Например: Что делать, если человек чувствует себя одиноко? В чем же проявляется влияние человека на природу? Какие нравственные стороны человека проявляются в критических жизненных ситуациях?
Комментарий к проблеме – это замечания по поводу сформулированной проблемы. Он должен показать, насколько глубоко проблема понята вами. В комментарии мы можем задать еще один усиливающий стиль рассуждения вопрос. В данном критерии мы освещаем актуальность основной проблемы, столкновение различных мнений по данному вопросу, опираемся на прочитанный текст. “Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор”
Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Мы должны увидеть, как сам автор отвечает на данный вопрос и продемонстрировать умение работать с текстом. “Голая” ссылка на цитату не допустима – мы должны проанализировать позицию автора.
Аргументация собственной позиции – это выражение собственного отношения к искомой проблеме. Ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. Вы должны убедить адресата в том, что ваша позиция доказательна. К аргументам автора здесь нельзя обращаться. Только дать свою оценку по данной проблеме.
Вывод – это общий итог вашего рассуждения по выбранной вами проблеме.


Алгоритм работы с текстом С  Проблема текста – это сложный вопрос, который требует исследования, это “сквозная”

Слайд 35Пятиминутное эссе
Этот вид письменного задания обычно применяется

в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1. написать, что они узнали по новой теме;
2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Пятиминутное эссе    Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся

Слайд 36Самостоятельное изучение темы (метод проекта)
Этапы работы:
1. вводный урок (проектирование учебной деятельности);
2.

уроки открытия новых знаний;
3. текущий контроль;
4. промежуточный контроль;
5. итоговый контроль;
6. творческое задание (сочинение).
Самостоятельное изучение темы (метод проекта)Этапы работы:1. вводный урок (проектирование учебной деятельности);2. уроки открытия новых знаний;3. текущий контроль;4.

Слайд 38Рефлексия
-Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться

эти знания? - Достигли ли мы цели урока? Почему не достигли? Что нужно сделать, чтобы достичь цели? - Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникали? - Изменилось ли ваше представление о предмете? - Стало ли другим ваше отношение к предмету? - Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятым?
Рефлексия  -Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания? - Достигли ли мы

Слайд 39Урок, построенный на деятельностной основе, обеспечивает:

- соответствие концепции гуманизации образования;


-преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- более качественное усвоение знаний;
- использование личностно-ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества ;
- воспитание самостоятельной активной личности.

Урок, построенный на деятельностной основе, обеспечивает: - соответствие концепции гуманизации образования; -преодоление формализма, авторитарного стиля в системе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть