Слайд 1РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Слайд 2Универсальные учебные действия
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин – совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Слайд 3Виды УУД
УУД
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Слайд 4К общеучебным универсальным действиям относится
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Лексикология –
раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка
Что такое значение слова?
Как разъясняется значение слова?
Где разъясняется значение слова?
В какие группы по значению, происхождению и употреблению объединяются слова?
Слайд 5Моделирование: выполнение знако-символических действий
Свяжите слова с теми рисунками, которые подходят к
ним по смыслу. Запишите ответ в виде пары чисел.
Слайд 6Моделирование: выполнение знако-символических действий
Перед вами стихотворение О.Григорьева. В нем вместо некоторых
слов вставлены рисунки. Прочитайте стихотворение, заменяя рисунки словами.
Слайд 7Моделирование: выполнение знако-символических действий
Запишите названия предметов, изображенных на рисунках. Найдите в
толковом словаре лексическое значение каждого слова.
Слайд 8Моделирование: выполнение знако-символических действий
Слова каких частей речи «едут» в вагонах, а
каких «соединяют» эти вагоны? Приведите примеры слов, относящихся к этим частям речи.
Слайд 9Моделирование: выполнение знако-символических действий
Рассмотрите рисунки. Какие характерные признаки растений и грибов
получили отражение в их названии? Достаточно ли при толковании лексического значения каждого из этих слов указать только на них? Почему?
Слайд 10Определите, каким словам соответствуют данные значения
Зачесанные на лоб и подстриженные пряди
волос.
Недорогой.
Тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса.
Род коротких (не доходящих до колен) брюк.
Место соединения сшитых кусков ткани.
Длинное углубление для стока воды.
Слова для справок: ш..пот, ж..лоб, деш..вый, ч..лка, ш..в, ш..рты.
Развитие логических УУД с применением операций анализа
Слайд 11Из данных слов составьте возможные словосочетания. Аргументируйте свой выбор
Гриб: современный, съедобный,
печеный, жареный, красивый, аппетитный, белый, антарктический.
Шить: юбку, туфли, хлеб, лампу, костюм, рюкзак, ткань.
Плавный/плавная: ход, линия, карандаш, рост, день, деталь, бег.
Развитие логических УУД с применением операций анализа и синтеза
Слайд 12Скажите, какие способы можно использовать для толкования слов
Способы: 1. Нарисовать. 2.
Подобрать близкое по значению слово. 3. Рассказать о слове так, что в рассказе само слово не встретилось.
Развитие логических УУД: анализ объекта с целью выделения признаков.
Собака
пес
домашнее животное, родственное волку, используемое человеком для охраны, охоты
Собака
Слайд 13Запишите отдельно нейтральные, разговорные и книжные слова
Книжонка, морковка, картофель, мордашка, капуста,
снегопад, дождичек, автомобиль, шлепнуться, хворать, болеть, лицо, зубила.
Развитие логических УУД с применением операции классификации
Слайд 14Составьте словосочетания
барабанная
дробь
компьютерная мышь
густая рожь
дверная ручка
перьевая
прожорливая
свинцовая
Объясните, почему некоторые существительные допускают сочетания с разными прилагательными. В ответе используйте термины «многозначное слов» и «тематическая группа».
Развитие логическихУУД с применением операции классификации
Слайд 15Исключите лишнее
Ливень, дождь, снег, град, гром.
Река, озеро, море, ручей, пруд.
Наступление, атака,
отступление, выступление, бой.
Стук, шорох, грохот, шум, бой.
Яркий, бледный, тусклый, фиолетовый, густой.
Развитие логических УУД на выполнение операции сравнения и обобщения
Слайд 16Прочитайте данные толкования. Каким фразеологизмам они соответствуют? Запишите ответы парами цифр.
1.
Полностью отсутствует, 1. И в помине нет.
существует что-либо.
2. Приводить в состояние 2. Держать язык за
крайнего раздражения. зубами.
3. Очень сильно (обидеться, 3. До глубины души.
огорчиться.
4. Молчать, не говорить 4. Собаку съесть.
лишнего.
5. Замышлять плохое, таить 5. Доводить до белого
злобу на кого-либо. каления.
Развитие логических УУД на сочетание операций анализа и синтеза
Слайд 17Подумайте и скажите, как можно догадаться, какие слова были задуманы.
Она может
быть глубокой, мелкой, фарфоровой, пластмассовой.
Они могут идти, стоять, спешить, отставать, бить.
Такими могут быть огурцы, грибы, селедка, море.
Развитие логических УУД: синтез – составление целого из частей.
Слайд 19Какие из предложений содержат разговорную лексику?
И как я увидел, что Мишка
написал, так сразу стал хохотать. Гляжу, а Мишка тоже покатывается.
У меня всегда с пера соскакивают кляксы.
Ну-с, что вы будете исполнять?
Очень люблю лошадей, у них такие красивые и добрые лица.
А я тебя вот такусеньким знал.
Повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песку.
(Из произведений В. Драгунского).
Развитие познавательных и коммуникативных навыков
Слайд 20В каких предложениях употребление разговорной лексики неуместно? Запишите предложения в исправленном
виде.
Граждане пассажиры, прибытие поезда маленько задерживается.
Пацаны залезли в сад к деду Мартыну воровать яблоки.
Квадрат – это такой аккуратненький равносторонний прямоугольник.
Чего мама купила в магазине?
Мой брат классно играет на гитаре.
Развитие познавательных и коммуникативных навыков
Слайд 21Прочитайте отрывок из рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». Какая речь
передана здесь – устно-разговорная или книжная? Свое мнение обоснуйте.
Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но мама принесла целую тарелку манной каши.
Ешь!- сказала мама.- Безо всяких разговоров!
Я сказал:
Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала:
Ешь! Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь!
Развитие познавательных и коммуникативных навыков
Слайд 24Развитие познавательных УУД
N сказал маме: «Не ложи книгу на стол». А
мама его поправила. Как?
В одной сказочной стране есть предмет, который не похож ни на один из наших предметов и который называется гурбан. Подумайте, что могут обозначать слова гурбанчик и гурбанщик. Расскажите, как вы рассуждали.
У папы настроение зазавтракомчитальное,
У мамы настроение напапуобижальное,
У брата настроение кричальнопогремучее,
А у меня, а у меня – покомнатампрыгучее.
А какое настроение у вас и ваших близких бывает по утрам?Передайте его тоже при помощи необычных прилагательных.
Слайд 25Развитие познавательных УУД
N так определил значение слов. Посмотрите, везде ли он
прав. Исправьте ошибки.
Бульончик – повар, тот, кто варит бульон.
Автоматчик – маленький автомат.
Передатчик – тот, кто передает что-либо.
Переплетчик – уменьшительное к переплет.
Кувшинчик – тот, кто изготовляет кувшины.
Чуланчик – маленький чулан.
Тушканчик – маленький тушкан.
Развитие познавательных УУД
Слайд 26Выберите верные утверждения
Лексикология изучает лексические значения слов.
У каждого слова может быть
только одно лексическое значение.
Не бывает различных слов, которые имеют сходное или близкое лексическое значение.
По толковому словарю можно установить правильное написание слова.
Если слова являются синонимами, то они принадлежат к одной тематической группе.
В языке можно найти два слова, которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение.
Я знаю значение всех слов русского языка.
Развитие регулятивныхУУД
Слайд 28Работа с текстом
Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД
при работе с текстом ставятся следующие задачи:
внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Слайд 29Работа с текстом
В.Короленко «В дурном обществе»
Л.Кассиль «Будьте здоровы, Ваше Высочество!»
Г.Васюкова «Золотые
росы»
М.Ашукина «Крылатые слова»
Е.Пермяк «Сказки»
Г.Лебедева «Мухтарка»
А.Волков «Волшебник изумрудного города»
Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»
Е.Водовозова «На заре жизни»
Т.Александрова «Домовенок Кузька»
А.Куприн «Сапсан»
К.Паустовский «Сказочник» др.
комплексная работа с текстом
сочинения
лингвостилистический анализ
редактирование текста
изложения
различные виды диктантов
Слайд 30Компьютеру было дано задание вставить в ячейки слова. Вот что получилось.
Поправьте текст
Остров, на который мы приплыли, был на редкость красив. Он лежал прямо посередине небольшого хвойного озера, спрятавшегося в чаще прозрачного леса. Подойти на берегу к лодке было почти невозможно, так специально он зарос камышами. Но в одном месте, будто плотно, заросли причалили, чтобы мы расступались. Едва лодка коснулась берега, как из уток вылетела стая камышей. Вокруг стояла такая тишина, что еще долго было слышно, как хлопают их крылья.
Слайд 31Необходимость формирования УУД очевидна
Овладение УУД ведет к формированию самостоятельности, успешному владению
умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор ориентированной исследовательской познавательной деятельности.