Презентация, доклад на тему Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Содержание

АктуальностьПроблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.

Слайд 1


Развитие творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы


.

 
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Слайд 2Актуальность
Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области

знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.

АктуальностьПроблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к

Слайд 3Теоретическое обоснование
Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах педагогов и

психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, В.А.Сухомлинского,
Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, К.Д. Ушинского и других.
Творчество – далеко не новый предмет для изучения.


Теоретическое обоснованиеОбоснование предложенной системы работы можно найти в трудах педагогов и психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, В.А.Сухомлинского,Я.А.Пономарева,

Слайд 4
«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его

и видоизменяющим свое настоящее». 
Л.С.Выготский
«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». 

Слайд 5видение новой проблемы в знакомой ситуации

перенос знаний и умений в нестандартную

ситуацию


видение новых (скрытых) функций известных объектов;

видение альтернативных и вариативных способов решения задачи

комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

видение всех взаимосвязей
структуры объекта

Элементы творческих способностей
по И. Я. Лернеру

видение новой проблемы в знакомой ситуацииперенос знаний и умений в нестандартную ситуациювидение новых (скрытых) функций известных объектов;видение

Слайд 6Развитие творческих способностей учащихся
строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом

уроке, где ребят учат ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты
Развитие творческих способностей учащихсястроится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребят учат ставить проблему,

Слайд 7Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:

1- способность

произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.
2 - аналитические способности ( умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать)
3 - умение превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.

Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:1- способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося,

Слайд 8Принципы моей работы
системность занятий по развитию речи;
акцент на развитие навыков,

позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в большом потоке информации;
интеграция предметов;
тесная связь содержания урока с жизнью;
развитие мотивации к изучению предмета;
создание атмосферы творческого взаимодействия учителя и учащегося;
разнообразие форм работы с детьми;
нацеленность на конкретный результат.

Принципы моей работысистемность занятий по развитию речи; акцент на развитие навыков, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в

Слайд 9Основная педагогическая идея – каждый ребенок способен созидать и творить.

целевые ориентации:
создание педагогических условий для развития творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации.
\
создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»;
предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;
воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.

Основная педагогическая идея –  каждый ребенок способен созидать и творить. целевые ориентации: создание педагогических условий для

Слайд 10Cистема моей работы
Урочная деятельность.
Интеграция уроков художественно-эстетического цикла.
Работа с художественными текстами на

каждом уроке.
Анализ текста (комплексный лингвистический, литературоведческий)
Уроки творчества (создание прозаических текстов разных типов и стилей).
Анализ стихотворных произведений, выявление особенностей стихотворной речи, создание творческих работ.
Система творческих заданий, литературных игр.
Выступление учащихся со своими работами, коллективное обсуждение.
Подбор учащимися дидактического материала к урокам на основе художественных текстов.
Проведение нетрадиционных уроков.





Cистема моей работыУрочная деятельность.Интеграция уроков художественно-эстетического цикла.Работа с художественными текстами на каждом уроке.Анализ текста (комплексный лингвистический, литературоведческий)Уроки

Слайд 11Cистема моей работы
2. Внеурочная деятельность.
Создание школьного альманаха с творческими работами

учащихся.
Конкурсы сочинений, эссе, иллюстраций к произведениям.
Участие в творческих конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Проектная деятельность.
Работа с одарёнными детьми.
3. Использование современных технологий
Технология проблемного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Проектное обучение.







Cистема моей работы2. Внеурочная деятельность. Создание школьного альманаха с творческими работами учащихся.Конкурсы сочинений, эссе, иллюстраций к произведениям.Участие

Слайд 12Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих

способностей.  

Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

Пример
Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?



Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию  и развитию творческих способностей.   Эвристическая задача -

Слайд 13Корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки.
Подобные упражнения обеспечивают

концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя.

Корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки.  Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку –

Слайд 14Этимологические экскурсы
неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный

фактор ассоциаций.
Составление опорных сигналов.
Работая со схемой, школьники припоминают сведения, осмысляют их применительно к собственному «я». Правила становятся не безразличной схемой, а обращенной к личности ученика системой зримых и запоминаемых объектов
Толкование языковых терминов.
Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов

Этимологические экскурсы  неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. Составление опорных сигналов.  Работая

Слайд 15Игры на уроках

Игры на уроках

Слайд 16Игры на уроках
кроссворды
Разгадай

кроссворд
из выделенных букв составь слово

По горизонтали:
1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них.
2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне.
3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров.
4. Устаревшее название самолета.
5. Произведения, написанные стихами.

По вертикали:
1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения.
2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений.
3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей..
4. Правила литературного произношения.
5. Глава города.

Игры на уроках         кроссвордыРазгадай кроссворд из выделенных букв составь

Слайд 17 Игры на уроках
Ребусы
Шарады
Первое – нота, второе – тоже, А целое на

боб похожа. ( Фа – соль) Первое – предлог, второе- летний дом, А целое порой решается с трудом.
( За – дача). Начало – голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда.
( Картина).
Игры на уроках  РебусыШарадыПервое – нота, второе – тоже, А целое на боб похожа. (

Слайд 18 Игры на уроках
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
(«Составь

текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.)
Лексико-фразеологические игры
(«Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.)
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
(«Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)
Игры на уроках   Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм(«Составь текст и озвучь его»,

Слайд 19Уроки развития речи
Творческие диктанты с заменой или продолжением текста

Тема: «Правописание букв

Ё – О после шипящих»
Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма

Водитель машины (шофер)
Тихая речь (шёпот)
Плод дуба (жёлудь)
Уроки развития речиТворческие диктанты с заменой или продолжением текстаТема: «Правописание букв Ё – О после шипящих»Задание: Заменить

Слайд 20Творческие изложения

С заменой лица рассказчика

С изменением финала текста

Включающее собственные размышления над

текстом
Творческие изложения С заменой лица рассказчикаС изменением финала текстаВключающее собственные размышления над текстом

Слайд 21Сочинения различных жанров

- Сочинение-миниатюра
- Сочинение по картине
- Сочинение по данному началу
-

Сочинение-описание
- Сочинение-рассказ
- Сочинение-рассуждение





Сочинения различных жанров - Сочинение-миниатюра- Сочинение по картине- Сочинение по данному началу- Сочинение-описание- Сочинение-рассказ- Сочинение-рассуждение

Слайд 22- Сочинение по личным впечатлениям

Музыкальные впечатления
«Что я чувствовал, слушая эту

музыку»
Читательские впечатления
«Мое отношение к Тарасу Бульбе»
Жизненные впечатления
« Самый радостный день в моей жизни»

Сочинения различных жанров

- Сочинение по личным впечатлениямМузыкальные впечатления «Что я чувствовал, слушая эту музыку»Читательские впечатления «Мое отношение к Тарасу

Слайд 23- Сочинение-письмо
(письмо маме, другу, литературному герою, ветерану и др.)
- Сочинение по

пословице
- Сочинение-фантазия
( от имени животного или предмета)


Сочинения различных жанров

- Сочинение-письмо(письмо маме, другу, литературному герою, ветерану и др.)- Сочинение по пословице- Сочинение-фантазия( от имени животного или

Слайд 24Сочинения различных жанров

- Сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему
-

«Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)

Сочинения различных жанров- Сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему- «Я начну, а ты продолжи…» (проба

Слайд 25 Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.  
Игра
Творческое

чтение
Проблемные вопросы
Работа по развитию  творческих способностей учащихся  на уроках литературы.    Игра

Слайд 26Ролевые игры на уроках литературы

Ролевые игры на уроках литературы

Слайд 27Творческие задания с элементами изобразительного творчества
- Иллюстрации к художественному произведению
- Отражение

наблюдений в рисунках, иллюстрациях

Творческие задания с элементами изобразительного творчества- Иллюстрации к художественному произведению- Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях

Слайд 28Поэтическое творчество
Стенгазета со стихотворениями
к разным праздникам.

Поэтическое творчествоСтенгазета со стихотворениями к разным праздникам.

Слайд 29Нетрадиционные домашние задания
Задания на основе материалов СМИ
Разработка наглядного пособия
Разработка кроссворда или

карточки с грамматическим заданием по теме
Составление ребусов, шарад, пословиц
Сочинения на лингвистическую тему
Нетрадиционные домашние заданияЗадания на основе материалов СМИРазработка наглядного пособияРазработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по темеСоставление

Слайд 30Нетрадиционные творческие уроки
Урок-путешествие
Урок-конкурс
Урок-игра
Урок-викторина
Урок-диспут
Урок-конференция
Урок-экскурсия

Нетрадиционные творческие урокиУрок-путешествиеУрок-конкурсУрок-играУрок-викторинаУрок-диспутУрок-конференцияУрок-экскурсия

Слайд 31Выводы
В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы,

методы, формы работы на уроках русского языка

Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер

Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя

ВыводыВ работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского

Слайд 32Литература и интернет-ресурсы:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия,

2002.
2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983.
4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
8. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 1. — М., 1988.
9. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.
10. http://www.bestreferat.ru
11. http://shelgimn.ucoz.ru/
12. school8gornya.edusite.ru
Литература и интернет-ресурсы:1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть