Слайд 1ИЗУЧЕНИЕ и РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО-
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ
Слайд 2Способность-
Свойство личности, от которой зависит результативность деятельности и которая является условием
успешного завершения деятельности.
Слайд 31 этап
Методика В.П.Ягунковой "Сочинение по картине как одна из методик изучения
литературных способностей"
Слайд 4Картина К.Успенской-Кологривовой
Слайд 5Анкета:
1. Фамилия, имя.
2. Любимые школьные предметы.
3. Нравятся ли тебе уроки литературы?
Почему?
4. Как ты думаешь, почему в школе преподают литературу?
5. Что больше всего тебе нравится на уроках литературы: а) когда учитель рассказывает что-нибудь интересное о герое рассказа или писателе, б) когда сам отвечаешь у доски или с места про какого-нибудь писателя,
в) писать сочинения на свободную тему, г) учить стихи, д) читать по ролям, е) что-нибудь другое?
Слайд 66. Чем бы ты хотел заниматься на уроках литературы? Может быть,
ходить на экскурсии или на выставки?
7. Любишь ли ты читать? Что именно? Про кого?
8. Тебе больше нравится читать стихи или рассказы?
9. А ты хотел бы быть писателем или поэтом? Если "да", то про кого или про что ты бы писал?
10. Если бы в школе был литературный кружок, ты бы его посещал? Чем бы ты хотел там заниматься?
11. Хотел бы ты выпускать стенгазету или литературный журнал? Если
"да", чему она была бы посвящена?
Слайд 712. Как ты думаешь, у тебя есть способности к литературе? Почему
ты так думаешь?
13. Выбери те качества, которые, по твоему мнению, есть у тебя: наблюдательность, эмоциональность, общительность, впечатлительность, начитанность, эстетическое восприятие, творческое воображение, фантазия, рассудочность, трезвый ум, эмоциональная отзывчивость.
14. Хочешь ли ты посещать творческие занятия по литературе?
Слайд 82 этап:
Методика В.П.Ягунковой «Понимание и применение изобразительных средств языка школьниками»
Тексты:
на понимание эпитетов и метафор;
на их применение;
Слайд 9Задания на понимание эпитетов:
Пять отрывков в стихах и четыре
отрывка в прозе, для которых учащиеся должны были выбрать эпитеты из предложенных образцов (по три образца на задачу). Ребята, не зная, какие эпитеты являются авторскими, могли выбрать любое слово из трех предложенных образцов.
Слайд 10Ливень (Майков)
Помнишь, мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас
ливень далеко от дома.
Мы спешили скрыться под . . . . . . . . . . . елью,
Не было конца тут страху и веселью.
Слова для выбора: высокой, мохнатой, зеленой.
Слайд 11С добрым утром (Есенин)
Улыбнулись . . . . . . .
. . . . . березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят . . . . . . . . . . . сережки,
И горят серебряные росы.
Слова для выбора: сонные, красивые, неторопливые; звонкие, зеленые, новые.
Слайд 12Задания на применение эпитетов:
Пять отрывков в стихах и четыре в прозе,
в которых учащиеся должны были придумывать девять эпитетов.
Слайд 13Осень (Тютчев)
Где . . . . . . . . .
. серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на . . . . . . . . . . . . . борозде.
К морю (Пушкин)
Прощай, . . . . . . . . . . . . стихия.
В последний раз передо мной
Ты катишь волны . . . . . . . . .
Слайд 14Осинкам холодно (Пришвин)
В солнечный день на опушке елового леса
собрались молодые . . . . . .осинки густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
Слайд 15Задания на понимание метафор
Лес (по тексту Фирсова и Харченко)
Как хорош
лес на заре ранней осенью. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая паутина. Всюду еще звучат птичьи голоса.
Предложения для выбора: Земля еще впитывает росу; Земля еще пьет росу;
Земле еще нужна роса.
Слайд 16И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в
дальний путь . . . . . . . . . . . . .
Предложения для выбора: Деревья нуждаются в свете и тепле; Свет и тепло еще нужны деревьям; Деревья ловят свет и тепло.
Слайд 172-я серия - на применение метафор вариант в стихах - 5
отрывков
В бору (Бунин)
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим . . . . . . . . . . . . .
Слайд 18Вариант в прозе представляет собой связный текст:
Летние сумерки (Кайгородов)
.
. . . . . . . . . . . . . приятные вечерние сумерки. Высокие, стройные сосны . . . . . . . . . . . . в безмолвной неподвижной тишине. На чистом безоблачном небе . . . . . . . . . . . . . . . ранние яркие звездочки. Высоко над горизонтом . . . . . . . . . . . . . . узкий золотой рог молодого, только что народившегося месяца. Ночь все больше и больше . .
. . . . . . . . . . . . небо.
Слайд 19
Допиши две строчки:
Зерно кукурузы
в курятник влетело,
…………………………
…………………………
Слайд 20Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
…………………………………………
…………………………………………
Слайд 21Придумайте рифмы к словам:
ДЕНЬ-
УРОК-
ХЛОПУШКА-
ВИТАТЬ-
СТОЛ-
Слайд 225 класс
6 класс
Есть в селе нашем рощица одна,
И на холме растет
она.
Растут одни березы,
Цветут прекрасные цветы,
Журчат ручьи.
Мне так и хочется присесть и отдохнуть.
В роще небольшой, что у нашего села,
Небольшая птичка гнездо себе свила.
С раннего утра и до глубокой ночи.
Поет нам про весну и про темные ночи.
Она невелика, зато так шаловлива,
Сидит то там, то тут и заливает мило.