Слайд 1РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2 Речь – это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
(Н.И.Жинкин)
Слайд 3Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать,
классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности.
Слайд 4Задачи учителя :
- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи
взрослых, чтение книг, слушание радио);
- обеспечить создание речевых ситуаций;
- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Слайд 5Развитие слуха
комплекс фонетических, артикуляционных упражнений;
чистоговорки (тренировочные упражнения для развития голосового аппарата,
темпа речи);
скороговорки;
небольшие стихотворения.
Слайд 6Игры на развитие слуха
«Назови слова»
«Хлоп-хлоп»
«Придумай новое слово»
«Кружок»
«Длиннее-короче»
Слайд 7Работа над словарем
Объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста:
показ
предмета или действия, обозначаемого словом;
ввод слов в предложение;
анализ их морфологической структуры и словообразования
Слайд 8Развитие словарного запаса
«Игра в слова»
«Признак»
«Слова-приятели»
«Слова-неприятели»
«Один и много»
«Закончи слово»
«Объясни слово»
Слайд 9Работа над словосочетанием и предложением
Постановка вопросов к подчиненным словам от главных.
Схематическое изображение связей между словами в предложении:
Объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний.
Составление словосочетаний с новыми словами.
Слайд 10Объяснение фразеологизмов, образных выражений (устойчивые словосочетания ).
Составление словосочетаний в связи
с изучением частей речи:
- существительное + прилагательное;
- существительное + глагол;
- местоимение + глагол (можно наоборот).
Слайд 11Упражнения с предложениями
составление предложений на заданную тему с использованием заданных
слов (по теме сочинения, рассказа);
составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
распространение предложений, перестройка их структуры;
свободное составление предложений, фраз;
интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.
Слайд 12Развитие грамматических навыков
Составление предложений по моделям
«Закончи предложение»
«Добавь слова»
«Составь фразу»
«Найди ошибку»
«Правильно или
нет?»
Слайд 13Развитие связной речи школьников
умение осмыслить тему;
умение собирать материал по данной
теме;
умение составить план;
подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);
составить весь текст;
- совершенствовать написание.
Слайд 14Работа над связной речью
различные виды драматизации, словесное рисование;
- письменное изложение
образцовых текстов;
- письменные сочинения разнообразных типов;
- составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;
- деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы
Слайд 15Работа над связной речью
развернутые ответы на вопросы;
- анализ прочитанного;
- устные
рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
- записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;
- рассказывание художественных текстов, заученных на память;
- импровизация сказок;
- диалоги;
Слайд 16Работа с текстом
1) чтение всего текста;
2) пересказывание;
3) чтение учащимися нового текста,
либо заранее подготовленного дома;
4) чтение цепочкой по предложению, по абзацу;
5) чтение вполголоса;
6) нахождение отрывка к рисунку;
Слайд 17Работа с текстом
7) ответы на вопросы;
8) нахождение отрывка, который поможет ответить
на вопросы;
9) чтение самого интересного отрывка;
10) чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено;
11) нахождение предложений, которые стали поговорками;
12) беседа с сопровождением выборочного текста;
13) чтение о том, чем понравилось произведение;
Слайд 18Работа с текстом
14) чтение по ролям;
15) нахождение предложения, отрывка, который надо
прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением, строго и т.д.;
16) нахождение и чтение образных слов и описаний;
17) нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;
Слайд 19Работа с текстом
18) кто быстрее найдет в тексте слово на заданное
правило;
19) нахождение самого длинного слова;
20) чтение, пометка непонятных слов;
21) комбинированное чтение;
22) конкурсное чтение.