Слайд 1РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Нурхайдарова Г.А., Ш-Л им.Ю.А.Гагарина пос.Агагдырь Шетский р/н
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА СЧИТАЕТ, ЧТО ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК
НЕ РЕФЛЕКСИРУЕТ, ОН НЕ ВЫПОЛНЯЕТ РОЛИ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ОТСУТСТВИЕ РЕФЛЕКСИИ – ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ НАПРАВЛЕННОСТИ ТОЛЬКО НА ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А НЕ НА ТЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 3Цель проекта -
систематизировать приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы,
предложить методы и показать значимость рефлексивной деятельности
Слайд 4Объект-
рефлексивная деятельность
Предмет-
виды рефлексивной деятельности
Слайд 5Для того чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать
Р. Декарт
Слайд 6Если использовать на разных этапах урока рефлексивные методы и приемы, то
это будет способствовать развитию рефлексивной компетенции учащихся – развитию навыков самоанализа и самооценки
Гипотеза:
Слайд 8Слово рефлексия происходит от латинского
reflexio –
обращение назад
Словарь иностранных слов определяет рефлексию
как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Слайд 10Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:
разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
карточки
с изображением лиц;
цветовое изображение настроения
Слайд 11Прием рефлексии “Светофор”
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно
Жёлтой – понравилось,
но не всё интересно
Красной – дело не понравилось, скучно
Слайд 12Прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на
дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Слайд 13Прием рефлексии «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики
жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Слайд 14
Рисование на тему «Мое настроение»
Настроению соответствуют цвета:
красный - восторженное, слишком много –
нервозность, агрессивность;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - спокойный цвет (цвет дня, радости) светлое, приятное, слишком много – пассивность;
зеленый – активность, но в то же время слишком большое внимание к зеленому - беззащитность;
синий - неудовлетворенное, грустное, пассивность, усталость;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
Слайд 15Рефлексия деятельности на уроке
«Лестница успеха»
Слайд 16Прием рефлексии «Выбор»
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в
том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было
интересным___________________скучным.
2.Я научился
многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто_________________________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен______________________не доволен.
Слайд 17Рефлексия содержания учебного материала
Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
Рефлексия достижения цели
с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Слайд 18Прием рефлексии «Незаконченное предложение»
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я
понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 19Прием рефлексии «Утверждение»
- Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На
уроке было над чем подумать.
На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Слайд 20Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой
нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям:
Слайд 21Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей работой на
уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………
Слайд 22Рефлексия в форме анкетирования
На уроке русского языка я
узнал(а)_________________________
понял(а)_________________________
научился (-лась)__________________
2. Лучше всего
на уроке у меня
выходило__________________________
3. Основные трудности у меня
были______________________________
4. Во мне произошли изменения…………..
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
г) в умении осознавать собственную деятельность
Слайд 24
Прием рефлексии
«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у
доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Слайд 25Синквейн
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное
понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Слайд 26 Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не
самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.