Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №4
г. Гай»
Автор: учитель русского
языка и литературы
Степанова Е.Е.
«Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы через самостоятельную работу в классах КРО»
Слайд 2
Самостоятельная работа на уроке русского языка и литературы в классах КРО
Слайд 3
Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей, способных
обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей - профессионалов своего дела - возложена на систему образования.
Слайд 4
Немаловажным в этом процессе является формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это
тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
Слайд 5
По данным РАН самостоятельная работа учащихся на уроках в
классах КРО занимает только 10% общего учебного времени, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала, следовательно, доминирующую активность проявляет учитель, а не ученик, хотя в действительности всё должно быть наоборот. При этом учитель выступает главным образом в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора самостоятельной работы школьника. Свыше 86% учителей считают своей основной функцией только передачу знаний.
Слайд 6Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить
добывать знания самостоятельно, уметь их применять на практике, работать с книгой. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности урока, так как именно в нем достигаются названные цели. Первое, что предстоит сделать, - это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащегося на уроке, ибо не секрет, что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей, так как педагоги много тратят времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы. Второе – нужно расширить тематический диапазон каждого занятия: ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями на длинной цепи уроков.
Слайд 7Систематически организуемая на уроках самостоятельная работа учащихся помогает более успешно осуществлять
образовательную, воспитательную и развивающую функции процесса обучения. Ведь в процессе самостоятельной работы дети учатся наблюдать явления, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать - словом, овладевают теми логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного
решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Слайд 8Наиболее эффективна самостоятельная работа учащихся с использованием дифференцированного дидактического материала, с
индивидуализацией заданий, с созданием новых нестандартных учебных ситуаций. Основным содержанием деятельности учащихся на уроках является самостоятельное обобщение и систематизация ими знаний. Уроки повторения требуют большого напряжения мыслительной деятельности школьников, т.к. разрозненные факты должны сложиться в систему, чтобы появилось целостное представление об изученном.
Слайд 9Повторительно-обобщающие уроки многообразны. Но непременно включают в себя следующие дидактические компоненты
- важные дифференцирующие признаки уроков данного типа: 1) проверка дифференцированных домашних заданий; 2) углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с необходимостью осознания изученного материала на понятийном уровне
Слайд 10
3) выполнение учащuмися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей;
4)
контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельности учащихся.
Слайд 11Самостоятельная работа представляется как
целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом
в совокупности выполняемых
действий и корригируемая им по процессу и
результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня
самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности,
доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Слайд 12Самостоятельная работа –
это такая работа, которая
выполняется без
непосредственного участия
учителя, но по его заданию,
в специально предоставленное
для этого время, при этом
учащиеся сознательно стремятся
достигнуть поставленные цели,
употребляя свои усилия и выражая
в той или иной форме результат
умственных или физических
(либо тех и других вместе) действий.
Слайд 13
Этапы проведения самостоятельной работы на уроке
1) Подготовительный этап, на котором
учитель рассказывает детям о цели их работы, раскрывает возможности ее усиленного выполнения. Этот этап предполагает, чтобы сам учитель заранее подготовил различную литературу, обратил свое внимание на взаимосвязь трех факторов в формировании интересов:
помощь ученику в овладении навыками и умениями самостоятельной работы;
постоянное побуждение к этому
создание условий для проявления и развития приобретенных умений и навыков в процессе работы над различными заданиями как тренировочного, так и усложненного характера.
Слайд 142) Сам процесс самостоятельной работы ученика. Учитель должен не просто занять
подростка умственным трудом и побудить его выполнить определенные требования. Необходимо обеспечить непременное развитие заинтересованности ученика умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера к более сложной, требующей воображения, применения навыков и умений пользоваться справочниками, словарями и т. п.;
3) Итогово-обобщающий этап, включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы;
4) Заключительный. Выбор учеником творческих заданий для системы самообразования.
Слайд 15Формы проведения опроса, используемые педагогом, различны. Например:
- опрос по плану, записанному
на доске (познакомившись с ним, весь класс в течение нескольких минут готовит устный ответ, а затем 2 - 3 ученика отвечают по отдельным пунктам плана);
- подбор необходимых примеров по каждому пункту предложенного плана;
- индивидуальный опрос с заданием классу составить план ответа ученика, подготовить вопросы отвечающему, прорецензировать ответ;
- для ответа вызываются сразу два ученика, учащuеся поочередно предлагают ему заранее подготовленные вопросы;
- работа с контрольными вопросами к разделам школьного учебника.
Самостоятельная работа при повторении и опросе
Слайд 16 Каждый сам исследует изученный материал, и усвоение становится
более прочным - письменные ответы на вопросы, заготовленные на отдельных листках для каждого ученика;
- самостоятельное составление плана ответа на широкую обобщающую тему (от плана - к ответу, от ответа по теории - к практическому доказательству);
- сочинение-миниатюра по теме урока, составление кластера, синквейна, игра «Да – нет»;
- составление таблиц, наглядно представляющux повторяемый материал (требования к таблицам: они должны быть максимально лаконичными и минимально трудоемкими).