Слайд 1Развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка
Горелова И.В.,
учитель русского
языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ ООШ г. Сосновка
Вятскополянского района
Кировской области
Слайд 2Исследования АПН СССР
80-е и 90-е годы XX века
Обследование учащихся средних и
старших классов обычных средних, математических и языковых школ
В комплексной проверке участвовали психологи, методисты, физиологи
Исследования проводились на научно-познавательных текстах и учебниках гуманитарного цикла
Итог:
0,3% школьников владели элементарными приёмами понимания текстов
Слайд 3
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.
Ян Амос Коменский
Слайд 4Факты, подтверждающие
неспособность людей понимать тексты
По данным исследования Международной программы
аттестации учащихся (Programme for International Student Assessment – PISA) за 2013 год, изучившей уровень читательской грамотности 15-летних школьников в разных странах (способность понимать и использовать текст, размышлять о нем), Россия занимает 42-е место из 65.
Это означает, что российским детям труднее понимать задачи по математике и физике, другим предметам, где присутствуют элементы чтения.
РФ отнесли к категории стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Слайд 5Оценка предметных результатов
Предыстория . Из опыта работы
Классификация ошибок:
Нарушение правильности передачи фактического
материала
Лексическая неполнота высказывания.
Неумение выразить мысли, используя разнообразную лексику (использование разговорных и просторечных слов)
Неумение логично и последовательно излагать содержание текста.
Неcоблюдение норм формообразования, синтаксической связи между словами в предложении.
Слайд 6 Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее
переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:
осмысление цели и выбора вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.
Ян Амос Коменский
Слайд 7
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию (внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста)
В XXI в безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умение читать и писать
А. Тофлер
Слайд 8 Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий
достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам (Дж. Брунер).
Стратегии смыслового чтения - это различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Формирование грамотного читателя должно осуществляться через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности
Н.Н. Сметанникова
Слайд 9
Читать — значит применять в жизни прочитанное.
Адольф Дистервег
Слайд 10Умения смыслового чтения
1) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку;
2)
понимать основную мысль текста;
3) формировать систему аргументов;
4) прогнозировать последовательность изложения идей текста;
5) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
6) выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
7) понимать назначение разных видов текстов;
8) понимать невыраженную (подтекстовую) информацию текста;
9) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
10) выражать информацию текста в виде кратких записей;
11) различать темы и подтемы специального текста;
12) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
13) выделять не только главную, но и избыточную информацию;
14) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
15) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения, переработки информации и её осмысления;
16) понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.
Слайд 11Читательские навыки и умения
Прогностические:
понимать назначение разных видов текстов;
предвосхищать содержание текста по
заголовку, опираясь на свой предыдущий опыт;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста
Слайд 12Читательские навыки и умения
Репродуктивные:
владеть разными видами пересказов;
создавать вторичные тексты.
Слайд 13Читательские навыки и умения
Аналитические:
использовать техники понимания;
различать темы и подтемы специального текста;
понимать
основную мысль текста;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
понимать имплицитную информацию текста;
сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста
Слайд 14Читательские навыки и умения
Конструктивные:
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей, выражать
информацию в виде кратких записей;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме, формировать систему аргументов;
анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения, переработки информации и ее осмысления.
Слайд 15Приемы обучения
различным видам чтения
Читать — это еще ничего не значит;
что читать и
как понимать читаемое — вот в чем главное дело.
Константин Ушинский
Слайд 16
Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе –
читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано
Я. Б . Княжнин
Слайд 17На предтекстовом этапе
1. Прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое
слово.
2. При просмотре текста определите, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.
3. Найдите слова-заместители для доминирующего слова заглавия в тексте
4. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.
5. Найдите в тексте предложения с варьирующимся повтором доминирующего слова в заголовке.
6. Повторно прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте
Слайд 18Предтекстовая деятельность
«Рассечение вопроса»
Цель:
смысловая догадка о возможном содержании текста на основе
его заглавия.
«Глоссарий»
Цель:
актуализация и повторение словаря,
связанного с темой текста.
Слайд 19Предтекстовая деятельность
«Ориентиры предвосхищения»
Цель:
актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение
Слайд 22На текстовом этапе
1. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет
речь в тексте.
2. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть).
3. Скажите, выражена ли тема в заголовке (подзаголовке) текста.
4. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
5. Назовите вопросы, которые рассматриваются в тексте.
Слайд 23«Чтение с остановками»
Примерные вопросы :
Какие события могут произойти в описанной обстановке?
Какие
ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?
Что будет с героем после событий рассказа?
Текстовая деятельность
Слайд 24Текстовая деятельность
«Двойной дневник»
Слайд 25Текстовая деятельность
«Тонкие» вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Где...?
«Толстые» вопросы
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему..?
Почему, вы думаете...?
Почему
вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если...?
Может...?
Будет...?
Могли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...?
Слайд 26Текстовая деятельность
«Чтение с составлением диаграммы
Эйлера-Венна»
Слайд 27«Экскурсия по книге»
«Список тем книги»
«Цитаты»
«Черты характера»
Текстовая деятельность
Слайд 28На послетекстовом этапе
1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
2. Скажите,
какая проблема вытекает из содержания текста.
3. Выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в тексте.
4. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.
Слайд 29Послетекстовая деятельность
«ПОПС-формула»
Слайд 30Дидактические игры на развитие умения редактировать текст:
«Диктор» (прочитайте текст орфоэпически
правильно);
«Редактор» (исправьте речевые ошибки);
«Переводчик» (замени иноязычное слово русским);
«Перевертыши» (замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора);
«Лингвист» (исследуйте текст).
Например: Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.
Послетекстовая деятельность
Слайд 31Типы заданий для проверки и развития навыков чтения
1. Задания «множественного выбора»:
1)
выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих /не соответствующих содержанию текста /не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Слайд 32Типы заданий для проверки и развития навыков чтения
2. Задания «на соотнесение»:
1)
нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем;
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)
Слайд 33Типы заданий для проверки и развития навыков чтения
3. Задания «на дополнение
информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/ несколькими словами/одним словом;
2) дополнение (завершение) предложений.
4. Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
5. Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Слайд 346. Задания с ответами на вопросы:
поиск и целенаправленное извлечение информации :
нахождение
фактического материала;
определение темы;
выявление информации, явно не выраженной в тексте.
Слайд 356. Задания с ответами на вопросы:
обобщение и
интерпретация содержания текста:
нахождение в тексте заданной информации;
нахождение в тексте данных, иллюстрирующих
определенную мысль;
использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
установление смысловых связей между частями текста
или двумя (несколькими) текстами;
определение основной мысли (идеи) текста;
соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
выяснение намерений автора текста;
интерпретация (комментирование) названия текста;
формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
Слайд 366. Задания с ответами на вопросы:
оценка
содержания и формы текста, рефлексия:
сопоставление содержания текста с собственным мнением;
соотнесение информации текста с собственным опытом;
оценка поступков (действий) героев текста;
обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;
определение назначения, роли иллюстраций;
«предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
«предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;
определение жанра и стиля текста;
выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.
Слайд 37Результативность
Результаты пробных ОГЭ в 2016-2018 г.г.
Чтение и письмо открывают человеку новый
мир. Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.
Н. Карамзин
Слайд 38Результативность
Результаты пробных ОГЭ в 2016-2018 г.г.