Презентация, доклад на тему Развитие метапредметных компетенций на уроках русского языка

Содержание

«Не для школы, а для жизни мы учимся».

Слайд 1РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Подготовила учитель русского

языка и литературы Степина А. Н.
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫПодготовила учитель русского языка и литературы Степина А. Н.

Слайд 2«Не для школы, а для жизни мы учимся».


Луций Анней Сенека
«Не для школы, а для жизни мы учимся».

Слайд 3Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования

в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено

Слайд 4Одна из главных задач педагога на настоящий момент - помочь формированию

и развитию предметных и метапредметных компетенций. Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Одна из главных задач педагога на настоящий момент - помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций.

Слайд 5Вот некоторые наиболее важные из них: регулятивные - управление своей деятельностью; контроль

и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Вот некоторые наиболее важные из них: регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

Слайд 6Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая

условия для его личностного роста. Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса.
Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста. Теперь

Слайд 7В материалах государственного стандарта по русскому языку определены три

задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
В материалах государственного стандарта по русскому языку определены   		 три задачи школьного курса русского языка:

Слайд 8Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические

структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка. Упражнения: раздел «Лексика»- упражнения со словами (значение; синонимы, антонимы, родственные слова; высказывания с данным словом), т.е. родо-видовые связи, работа со словарями; -работа с текстом( анализ лексических средств связи; значение словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций; анализ смысловой и стилистической роли порядка слов; выражения в речи различных смысловых отношений с помощью лексических и синтаксических средств.
Языковая компетенция   – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами

Слайд 9Лингвистическая компетенция Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции,

однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры. Лингвистическая компетенция обеспечивает: познавательную культуру личности школьника, -развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки.
Лингвистическая компетенция     Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие

Слайд 10  Коммуникативная компетенция предполагает способность к полноценному речевому общению во всех

сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное умение: создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности Включает: Знание основных понятий лингвистики- стили речи, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте ит.д. умения и навыки анализа текста.
  Коммуникативная компетенция  предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением

Слайд 11Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место

в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс

Слайд 12Пример применения кейс-метода на уроке литературы.
При изучении фантастической повести А. Погорельского

«Черная курица или подземные жители», 5 класс
Основой обсуждения является поступок главного героя, который, имея очень чуткую натуру, тем не менее, поддаются негативному порыву.
Содержание кейса:
Тема урока: Повесть как нравоучительное произведение
Проблема: Возможно ли было избежать сложившейся ситуации?
Вопросы:
В чём причина изменения характера Алеши?
Кто виновен в этих переменах?
Как ведет себя Алеша? Что заставляет его вновь измениться?
Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили?
Представление результата: Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.
Пример применения кейс-метода на уроке литературы.При изучении фантастической повести А. Погорельского «Черная курица или подземные жители», 5

Слайд 13Урок литературы 5 класс

Урок литературы 5 класс

Слайд 14Защита проекта по русскому языку «Для чего нужны синонимы и антонимы?»

5 класс
Защита проекта по русскому языку «Для чего нужны синонимы и антонимы?» 5 класс

Слайд 15Урок русского языка в 6 классе на метапредметной основе.
«Звуки зимы. Комплексная

работа с текстом».
Ход урока:
Прослушивание музыкальной записи «Звуки зимы»: Три трека со звуками зимнего ветра разной силы: легкий шум ветра в зимнем лесу, затем периодическое завывание ветра и звуки снежной вьюги.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока по наводящим вопросам учителя. Например:
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о звуках).
- О каких звуках нам предстоит поговорить, если учесть время года? (о звуках зимы).
- Где же их можно услышать? (в лесу, на реке, в поле, на лугу, на улице, в парке).
- Что такое звук? Что такое цвет? (дети дают свои определения).
- А как можно сформулировать тему нашего урока? (дети предлагают).
Урок русского языка в 6 классе на метапредметной основе.«Звуки зимы. Комплексная работа с текстом».Ход урока:Прослушивание музыкальной записи

Слайд 16Работа с текстом . - Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкина. (прослушивание

стихотворения из фонохрестоматии по литературе).
- Определение художественных тропов, использованных поэтом. Акцент делается на АЛЛИТЕРАЦИЮ (В стихосложении: стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков), определение детьми повторяющихся звуков, какие из них передают треск огня. - Фонетический разбор слов «треск» и «трещит»
Работа с текстом . - Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкина. (прослушивание стихотворения из фонохрестоматии по литературе).

Слайд 174. Аутотренинг. Под звуки музыки Свиридова «Метель» ученикам предоставляется возможность расслабиться

и представить себе картину зимы.
После прослушивания дети рассказывают о том, что они представили. Какие ассоциации у них вызывает слова «зима», «метель», какие цвета преобладают в это время года, подбор эпитетов, глаголов звучания, звукоподражания.
5. Написание сочинения – миниатюры. (групповая работа). На экране выведены репродукции картин о зиме, вновь звучит музыка.
4. Аутотренинг. Под звуки музыки Свиридова «Метель» ученикам предоставляется возможность расслабиться и представить себе картину зимы. После

Слайд 186.Подведение итогов: Какие задачи ставили? Как их решили? 7.Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру

на тему: «Зимние забавы».
6.Подведение итогов: Какие задачи ставили? Как их решили? 7.Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Зимние забавы».

Слайд 19Таким образом, учебная исследовательская деятельность на уроке становится не просто мощным

импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы, развивающей среды для формирования метапредметных умений
Таким образом, учебная исследовательская деятельность на уроке становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а

Слайд 20«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать

самому                     и я научусь» Конфуций
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому      

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть