Слайд 1РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Подготовила учитель русского
языка и литературы Степина А. Н.
Слайд 2«Не для школы, а для жизни мы учимся».
Луций Анней Сенека
Слайд 3Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования
в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
Слайд 4Одна из главных задач педагога на настоящий момент - помочь формированию
и развитию предметных и метапредметных компетенций. Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 5Вот некоторые наиболее важные из них:
регулятивные - управление своей деятельностью; контроль
и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества;
познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Слайд 6Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая
условия для его личностного роста.
Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса.
Слайд 7В материалах государственного стандарта по русскому языку определены
три
задачи школьного курса русского языка:
это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Слайд 8Языковая компетенция
– способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические
структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.
Этой цели служат разделы русского языка.
Упражнения:
раздел «Лексика»- упражнения со словами (значение; синонимы, антонимы, родственные слова; высказывания с данным словом), т.е. родо-видовые связи, работа со словарями;
-работа с текстом( анализ лексических средств связи; значение словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций; анализ смысловой и стилистической роли порядка слов; выражения в речи различных смысловых отношений с помощью лексических и синтаксических средств.
Слайд 9Лингвистическая компетенция
Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции,
однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.
Лингвистическая компетенция обеспечивает:
познавательную культуру личности школьника,
-развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся,
овладение навыками самоанализа , самооценки.
Слайд 10 Коммуникативная компетенция
предполагает способность к полноценному речевому общению во всех
сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения.
Основное умение:
создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности
Включает:
Знание основных понятий лингвистики- стили речи, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте ит.д. умения и навыки анализа текста.
Слайд 11Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место
в образовании занимает обучение кейс–методом.
Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое.
Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Слайд 12Пример применения кейс-метода на уроке литературы.
При изучении фантастической повести А. Погорельского
«Черная курица или подземные жители», 5 класс
Основой обсуждения является поступок главного героя, который, имея очень чуткую натуру, тем не менее, поддаются негативному порыву.
Содержание кейса:
Тема урока: Повесть как нравоучительное произведение
Проблема: Возможно ли было избежать сложившейся ситуации?
Вопросы:
В чём причина изменения характера Алеши?
Кто виновен в этих переменах?
Как ведет себя Алеша? Что заставляет его вновь измениться?
Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили?
Представление результата: Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.
Слайд 14Защита проекта по русскому языку «Для чего нужны синонимы и антонимы?»
5 класс
Слайд 15Урок русского языка в 6 классе на метапредметной основе.
«Звуки зимы. Комплексная
работа с текстом».
Ход урока:
Прослушивание музыкальной записи «Звуки зимы»: Три трека со звуками зимнего ветра разной силы: легкий шум ветра в зимнем лесу, затем периодическое завывание ветра и звуки снежной вьюги.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока по наводящим вопросам учителя. Например:
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о звуках).
- О каких звуках нам предстоит поговорить, если учесть время года? (о звуках зимы).
- Где же их можно услышать? (в лесу, на реке, в поле, на лугу, на улице, в парке).
- Что такое звук? Что такое цвет? (дети дают свои определения).
- А как можно сформулировать тему нашего урока? (дети предлагают).
Слайд 16Работа с текстом .
- Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкина. (прослушивание
стихотворения из фонохрестоматии по литературе).
- Определение художественных тропов, использованных поэтом. Акцент делается на АЛЛИТЕРАЦИЮ (В стихосложении: стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков), определение детьми повторяющихся звуков, какие из них передают треск огня.
- Фонетический разбор слов «треск» и «трещит»
Слайд 174. Аутотренинг. Под звуки музыки Свиридова «Метель» ученикам предоставляется возможность расслабиться
и представить себе картину зимы.
После прослушивания дети рассказывают о том, что они представили. Какие ассоциации у них вызывает слова «зима», «метель», какие цвета преобладают в это время года, подбор эпитетов, глаголов звучания, звукоподражания.
5. Написание сочинения – миниатюры. (групповая работа). На экране выведены репродукции картин о зиме, вновь звучит музыка.
Слайд 186.Подведение итогов: Какие задачи ставили? Как их решили?
7.Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру
на тему: «Зимние забавы».
Слайд 19Таким образом, учебная исследовательская деятельность на уроке становится не просто мощным
импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы, развивающей среды для формирования метапредметных умений
Слайд 20«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать
самому
и я научусь»
Конфуций