Слайд 1
Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Слайд 2Технологическая цепочка урока
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 3 Стадия вызова
Постановка проблемы, вопроса.
Таблицы.
Инсерт.
«Лист целеполагания»
Приём «Знаете ли вы, что»
Приём
«Корзина идей, понятий, имён»
Слайд 4 Стадия осмысления и рефлексии
«Учебный мозговой штурм»
Работа в группах
Ключевые слова и
выражения, их объяснение.
Верные и неверные утверждения
Исследовательский метод
Составление алгоритмов, понятийных цепочек, таблиц
Построение кластеров
Рисунок
Слайд 5Русский язык 5 класс
Тема: Имя существительное
Приём кластера
Кластер
– графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Слайд 6
Имя существительное
Кто? Что?
Подлежащее
Часть речи
Число
Падеж
Род
Предмет
На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности
Слайд 7
Русский язык 5 класс
тема:
Фонетический анализ слова.
Прием кластера на стадии осмысления материала для его структурирования.
Слайд 8ЗВУКИ
ГЛАСНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
ударные
безударные
звонкие
твердые
глухие
мягкие
парные
непарные
Слайд 9Литература 7 класс
Тема: «Остап и Андрий».
Приём синквейна
Синквейн –
малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, размышлений.
Слайд 10Правила написания синквейна
1 строка – одно существительное.
2 строка - два
прилагательных или причастия.
3 строка – три глагола.
4 строка – 4 слова, выражающих отношение автора к теме.
5 строка - одно слово, ассоциация, отражающая суть темы.
Слайд 11Сравнительная характеристика героев
Остап
«добрый казак»
(воин)
Вспыльчивый отважный
Сражается бьется мыслит
Товарищ
мужество преданность герой
Сын
Андрий
«мазунчик» (балованный ребенок)
Мечтательный влюбленный
Предает чувствует убивает
Предатель достоен смерти отступник«…я тебя и убью»
враг
Слайд 12Литература 6 класс
тема: Изобразительно – выразительные средства речи.
Приём
синквейна на этапе вызова для формулировки проблемного вопроса к системе уроков по теме в начале изучения.
Слайд 13Тропы
Средства выразительности
Красивые живые
Украшают описывают имитируют
«Богатство языка… богатство речи»
Сокровища речи
Постановка проблемных вопросов: так что же что такое тропы? Для чего они нужны?
Средства выразительности
Непонятные разнообразные
Путают не различаю озадачивают
«Богатства русского языка неизмеримы…»
Проблема
Слайд 14Синквейн в системе уроков
Задание:
-находить аргументы в текстах
стихотворений для доказательств,
-составить рассказ
по готовому синквейну,
- создать на основе синквейна
сочинения – рассуждения о роли
изобразительно – выразительных средств.
Слайд 15Урок русского языка 6 класс
Тема: Причастие
Приём «Верные – неверные утверждения»
на этапе осмысления нового материала
для отслеживания собственного понимания материала.
Слайд 16
Укажите, верны ли данные утверждения.
Причастие – это особая форма
глагола, которая обозначает
признак предмета по действию ______________________
и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? ___________
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного___________________
Например, сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся, деревянный________________
Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам ______, числам________ и родам______ и имеют такие же падежные окончания________
В предложениях причастия обычно согласуются с именами существительными и выступают в роли обстоятельства ___________________
Причастия, как и глаголы, сохраняют:
значение качества _______________________
возвратность / невозвратность _______________
вид (совершенный и несовершенный) _________________________________________
время (настоящее и будущее) _________________
Слайд 17
«ИНСЕРТ» – прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного
чтения и размышления.
Русский язык 7 класс
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи.
Приём инсерт на этапе вызова.
Слайд 18При чтении удобно заполнять таблицу:
Слайд 19Прочитай текст, заполняй таблицу по ходу чтения.
Любой теоретический материал учебника
Правописание нн
и н в причастиях и отглагольных прилагательных .
1. В полных формах страдательных причастий прошедшего времени, образованных от совершенного вида (как приставочных, так и бесприставочных) пишется нн, например: купленный, исправленный, названный, спаренный, срезанный, решённый, высушенный, брошенный, пленённый, данный, заставленный, наказанный, проработанный, встроенный и др.
Исключения: с одним н пишутся полностью утратившие связь с причастиями отглагольные (образованные от совершенного вида) прилагательные, входящие в состав устойчивых сочетаний, например: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец.
Примечание 1. Вышеприведенные страдательные причастия могут употребляться и в значении прилагательного, но это не влияет на их написание, например: выдержанный человек (с выдержкой), данный случай (именно этот), заинтересованный разговор (представляющий интерес), изможденный старик (очень уставший).
2. В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно н, например: правленый, вяленый, жареный, варёный, мочёный, кипячёный, глаженый, кованый, кошеный, стриженый, стираный, ломаный, мощёный, плетёный, гружёный, плавленый, мороженый, а также раненый (хотя образовано от двувидового глагола ранить). С одним н пишется прилагательное смышленый.
Исключения: С двумя н пишутся отглагольные прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида: виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный.
Слайд 20 Попробуй выполнить задание, заполняя по ходу чтения таблицу
ЧЕТВЕРНЫЙ ЛИШНИЙ
а)
(Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.
б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть.
в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок.
Слайд 22 Таблица личных достижений на уроке