Слайд 1Развитие критического мышления при обучении русскому языку
Богачева
Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №26
с. Краснокумского
Слайд 2
Характеристика приёмов технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к этой технологии и работать с учениками любого возраста.
Слайд 3 Приём «Верные и неверные утверждения
Например, в 7-м классе по теме
«Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:
А) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;
Б) все предлоги пишутся в одно слово;
В) правописан6ие производных предлогов надо запомнить;
Г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;
Д) производные предлоги можно спутать
с самостоятельными частями речи.
Слайд 4Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей
между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Слайд 5Составление кластера
Вместе с учениками определяем, отчего зависит написание чередующихся гласных
в каждой группе. При возникновении затруднений дети ищут ответ в тексте готового сводного правила.
Чередующиеся гласные в корне слова
от присутствия, отсутствия
от присутствия, суффикса –а-
от значения слова
от конечной гласной корня
от ударения
Слайд 6 Инсерт
(чтение с пометами)
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда
учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Слайд 7Задание
Отметьте знаком «+» причастия в следующем ряду: красный, краснеет, краснеющий, танцующие,
танцуют, работа закончена, законченный, закончить.
Слайд 8Заполнение таблицы «Инсерт»
Технологический приём «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс
накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» - понятным и чётким.
Слайд 9
Приём «Составление грамматических алгоритмов»
При изучении темы «Н и НН
в отглагольных образованиях» шестиклассникам предлагаются следующие ряды слов: иллюстрированный – асфальтированный – корчёванный.
- Что общего в этих словах?
- Какой можно сделать вывод?
Рассматривается следующий ряд слов: кованый – жёваный.
- Что вы заметили? (Допущена ошибка, должно быть два н.)
Здесь ошибки нет, это слова – исключения.
Когда ученики имеют определённые знания по той или иной теме, можно установить связи между известными фактами. Каким образом? Например, создать грамматические алгоритмы. Составленные вместе с детьми или самими детьми алгоритмы помогают понимать не только правило, но и порядок соответствующих правилу действий.
Слайд 10
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
Слайд 11Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Слайд 12Создание проблемных ситуаций
1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ,
а в другом НАПИШИТЕ?
2) НАПИСАТЬ – I спряжения
3) НАПИШЕТЕ – будущее время
4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба
5) определить морфемный состав форм глагола:
напи´ш - ЕТЕ
напиш – и´- ТЕ
Слайд 13Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные
вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Слайд 14Синквейн
Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
Синквейн -
это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Слайд 15
Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Слайд 16Диалоговое обучение
В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные
проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться. Для этого используется такая активная форма, как дебаты (например, «Заимствования – хорошо это или плохо?»). План проведения дебатов строится на принципе выдвижения тезиса и обсуждения двух противоположных мнений по этому вопросу. Представители одной команды по каждому из разбираемых вопросов высказывают одну точку зрения, а представители другой команды по этим же вопросам – прямо противоположную.
Слайд 17Эссе
Эссе – это произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему и имеющее
подчёркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы её выполнения: 5, 10, 15, 20 минут (это время, отведённое на «свободное письмо»). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе – художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Слайд 18 Модель написания эссе
Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов,
понятий и т.д.
Работа над черновиком.
Правка. Может осуществляться в паре.
Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Слайд 19Возможный алгоритм написания эссе
Обсуждаемая тема (проблема).
Собственная позиция.
Краткое обоснование.
Возможные
возражения, выдвигаемые слушателями.
Причина, по которой заявленная позиция остаётся прежней, объявляется правильной.
Заключение.