Презентация, доклад на тему Развитие критического мышления на уроках русского языка

Содержание

Характеристика приёмов технологии Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в

Слайд 1Развитие критического мышления при обучении русскому языку

Богачева

Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №26
с. Краснокумского
Развитие критического мышления при обучении русскому языку    Богачева Наталья Викторовна, учитель русского языка и

Слайд 2 Характеристика приёмов технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к этой технологии и работать с учениками любого возраста.


Характеристика приёмов технологии  Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой целостную систему,

Слайд 3 Приём «Верные и неверные утверждения
Например, в 7-м классе по теме

«Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:
А) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;
Б) все предлоги пишутся в одно слово;
В) правописан6ие производных предлогов надо запомнить;
Г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;
Д) производные предлоги можно спутать
с самостоятельными частями речи.

Приём «Верные и неверные утвержденияНапример, в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:

Слайд 4Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей

между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
КластерКластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает

Слайд 5Составление кластера
Вместе с учениками определяем, отчего зависит написание чередующихся гласных

в каждой группе. При возникновении затруднений дети ищут ответ в тексте готового сводного правила.



   
 
 
 
 
 

Чередующиеся гласные в корне слова


от присутствия, отсутствия
от присутствия, суффикса –а-



от значения слова

от конечной гласной корня

от ударения


Составление кластера Вместе с учениками определяем, отчего зависит написание чередующихся гласных в каждой группе. При возникновении затруднений

Слайд 6 Инсерт (чтение с пометами)
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда

учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Инсерт (чтение с пометами)Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях

Слайд 7Задание
Отметьте знаком «+» причастия в следующем ряду: красный, краснеет, краснеющий, танцующие,

танцуют, работа закончена, законченный, закончить.



ЗаданиеОтметьте знаком «+» причастия в следующем ряду: красный, краснеет, краснеющий, танцующие, танцуют, работа закончена, законченный, закончить.

Слайд 8Заполнение таблицы «Инсерт»
Технологический приём «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс

накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» - понятным и чётким.
Заполнение таблицы «Инсерт»Технологический приём «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания

Слайд 9 Приём «Составление грамматических алгоритмов»
При изучении темы «Н и НН

в отглагольных образованиях» шестиклассникам предлагаются следующие ряды слов: иллюстрированный – асфальтированный – корчёванный.
 
- Что общего в этих словах?
- Какой можно сделать вывод?
 
Рассматривается следующий ряд слов: кованый – жёваный.
 
- Что вы заметили? (Допущена ошибка, должно быть два н.)
Здесь ошибки нет, это слова – исключения.

Когда ученики имеют определённые знания по той или иной теме, можно установить связи между известными фактами. Каким образом? Например, создать грамматические алгоритмы. Составленные вместе с детьми или самими детьми алгоритмы помогают понимать не только правило, но и порядок соответствующих правилу действий.

Приём «Составление грамматических алгоритмов»  При изучении темы «Н и НН в отглагольных образованиях» шестиклассникам

Слайд 10
Приём «Толстые и тонкие вопросы» Приём «Толстые и тонкие вопросы»

может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»     Приём «Толстые

Слайд 11Приём «Толстые и тонкие вопросы»


Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Слайд 12Создание проблемных ситуаций
1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ,

а в другом НАПИШИТЕ?
2) НАПИСАТЬ – I спряжения
3) НАПИШЕТЕ – будущее время
4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба
5) определить морфемный состав форм глагола:
напи´ш - ЕТЕ
напиш – и´- ТЕ




Создание проблемных ситуаций	1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?	2) НАПИСАТЬ –

Слайд 13Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные

вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у

Слайд 14Синквейн
Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
Синквейн -

это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
СинквейнОдин из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение,

Слайд 15 Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:


Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек


Синквейн (пять строк)  	Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасимдобрый, трудолюбивыйзаботится, любит, работаетне

Слайд 16Диалоговое обучение
В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные

проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться. Для этого используется такая активная форма, как дебаты (например, «Заимствования – хорошо это или плохо?»). План проведения дебатов строится на принципе выдвижения тезиса и обсуждения двух противоположных мнений по этому вопросу. Представители одной команды по каждому из разбираемых вопросов высказывают одну точку зрения, а представители другой команды по этим же вопросам – прямо противоположную.
Диалоговое обучениеВ ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться.

Слайд 17Эссе
Эссе – это произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему и имеющее

подчёркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы её выполнения: 5, 10, 15, 20 минут (это время, отведённое на «свободное письмо»). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе – художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.



ЭссеЭссе – это произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчёркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию

Слайд 18 Модель написания эссе
Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов,

понятий и т.д.
Работа над черновиком.
Правка. Может осуществляться в паре.
Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Модель написания эссе  Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д. Работа над

Слайд 19Возможный алгоритм написания эссе
Обсуждаемая тема (проблема).
Собственная позиция.
Краткое обоснование.
Возможные

возражения, выдвигаемые слушателями.
Причина, по которой заявленная позиция остаётся прежней, объявляется правильной.
Заключение.
Возможный алгоритм написания эссеОбсуждаемая тема (проблема). Собственная позиция. Краткое обоснование. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями. Причина, по которой

Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть