Презентация, доклад на тему Развитие креативных способностей школьников на уроках литературы

Содержание

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты Перед учителем стоит задача вовлечения учащихся «в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми

Слайд 1Развитие креативных способностей школьников на уроках литературы
Автор:
Абанькина К.Е.,
Учитель русского языка и

литературы
МБОУ Одинцовского лицея №2
Развитие креативных способностей школьников на уроках литературыАвтор:Абанькина К.Е.,Учитель русского языка и литературыМБОУ Одинцовского лицея №2

Слайд 2Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо

зажечь.
Средневековые гуманисты


Перед учителем стоит задача вовлечения учащихся «в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты	Перед учителем стоит задача

Слайд 3 Основными критериями креативности являются следующие личностные особенности:
- высокая самооценка;
- открытость новым

идеям;
- устойчивость к неопределенности;
- независимость;
- настойчивость;
- умение чувствовать проблему;
- гибкость.

Креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды
Основными критериями креативности являются следующие личностные особенности:- высокая самооценка;- открытость новым идеям;- устойчивость к неопределенности;-

Слайд 4 Развитие креативных способностей школьников на уроках литературы
Задача учителя – способствовать креативному

развитию личности, ведь у каждого ребенка есть потребность в творческом самовыражении.
Развитие креативных способностей школьников на уроках литературыЗадача учителя – способствовать креативному развитию личности, ведь у каждого

Слайд 5Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную

(или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
«Поиграем в рифмы»
«Подскажи словечко»
«Собери рассыпанные строчки»
«Посоревнуемся с поэтом»
«Слово-магнит»
«Я начну, а ты продолжай»
«Игра с цветными карточками»
«Журналисты»
«Философский стол» и др.

1. Имитационная игра

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её

Слайд 6Уроки-мастерские - это уроки совместного мышления, партнерства, уроки свободы, где всякий

может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого-то.

Выделяют разные типы мастерских:
мастерские письма
проектные мастерские
мастерские конструирования
мастерские интерпретации текста
мастерские ценностных ориентаций
мастерские отношения.

2. Технология мастерских

Уроки-мастерские - это уроки совместного мышления, партнерства, уроки свободы, где всякий может и должен высказать себя, не

Слайд 7Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о

себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:
- представьте, что…;
- сочините;
- изобретите;
- предложите гипотезу;
- порассуждайте.

3. Метод развития творческого самочувствия, включающий игры и элементы театрализации

Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и

Слайд 8Театрализованные постановки:

Театрализованные постановки:

Слайд 9Данный метод предоставляет новые возможности для самораскрытия ребенка, позволяет укрепить веру

в себя, в свой творческий потенциал.
Ученики пишут сочинения в разных жанрах: дневник, письмо, эссе, мифы, поучения, сказки.
Предлагаю своим ученикам побыть писателем, поэтом, героем произведения.
В 5 классе учащиеся пишут басни, сказки, стихотворения, короткие рассказы. В 6 классе к этому добавляем поучения, эссе.

4. Метод самовыражения через литературное творчество

Данный метод предоставляет новые возможности для самораскрытия ребенка, позволяет укрепить веру в себя, в свой творческий потенциал.Ученики

Слайд 10Приемы создания собственных текстов:
Прием «Напишите письмо»
Прием «Пишем сказку на новый лад»
Прием

«Составление телеграммы, инструкции, памятки»
Прием «Письмо по кругу»
Написание эссе
Написание отзыва
Рецензия
Реферат
Устное сообщение (доклад)
Предисловие или послесловие книге.
Приемы создания собственных текстов:Прием «Напишите письмо»Прием «Пишем сказку на новый лад»Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» Прием «Письмо

Слайд 11Метод самовыражения через литературное творчество

Метод самовыражения через литературное творчество

Слайд 12
Данный метод позволяет ученикам открыть особенности своих чувствований и переживаний. Музыка

и живопись помогают выразить внутреннее состояние ребенка, которое он испытывает от знакомства с литературным произведением.

Творческое общение с искусством

Данный метод позволяет ученикам открыть особенности своих чувствований и переживаний. Музыка и живопись помогают выразить внутреннее состояние

Слайд 13 Метод творческого самовыражения через приобщение к народной культуре даёт возможность ученикам

в особой духовной атмосфере проявить свои творческие способности.


6. Метод творческого самовыражения через приобщение к народной культуре

Велес

Мокошь

Ярило

Метод творческого самовыражения через приобщение к народной культуре даёт возможность ученикам в особой духовной атмосфере проявить свои

Слайд 14 Очень важно развивать воображение и творчество ученика через личностное чувствование и

индивидуальное видение мира. На моих уроках дети выражают свои мысли и чувства при помощи слова, рисунка, музыки, жеста и т д.
Виды заданий на развитие ассоциативно-образного мышления:
Представьте себя в роли Маши Троекуровой и опишите своё состояние перед свадьбой с Верейским;
составьте словарь образов-символов по лирике А. Блока;
назовите предметы, которые бы символизировали героев;
передайте внутренний мир героев при помощи цвета.
Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?


7. Метод развития ассоциативно-образного мышления

Очень важно развивать воображение и творчество ученика через личностное чувствование и индивидуальное видение мира. На моих уроках

Слайд 15Внимательное и вдумчивое чтение - это творческий процесс, который позволяет исследовать

и выстраивать свою личность, перенимать культурные ценности и духовный опыт русской литературы. Метод аналитического чтения позволяет освоить приемы читательской и художественной интерпретации.
Руководить процессом постижения литературного произведения помогает опережающее задание в форме проблемного вопроса, системы вопросов, таблиц.

8. Метод аналитического чтения

Внимательное и вдумчивое чтение - это творческий процесс, который позволяет исследовать и выстраивать свою личность, перенимать культурные

Слайд 16
Метод проектов предусматривает развитие любознательности учеников, самостоятельности и инициативности; если дети

работают в группе, то развивается умение сотрудничать, формируются коммуникативные навыки. Школьники учатся самостоятельно составлять план исследовательской работы, изучать источники информации, творчески подходить к решению проблемы, к выбору способов деятельности.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.

9. Метод проектов

Метод проектов предусматривает развитие любознательности учеников, самостоятельности и инициативности; если дети работают в группе, то развивается умение

Слайд 1710. Создание мультимедийных творческих проектов
При изучении творчества С. А. Есенина в

5 классе ученикам было предложено принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта «Тема природы в творчестве С. Есенина».
Написание сценария мультфильма – этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и большие ребята с удовольствием работают в этом жанре.
Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей.
В 5 классе при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» учащимся предлагается составить диафильм. Подумать, какова будет последовательность кадров, расположение, оформление текста и рисунка в каждом кадре.
10. Создание мультимедийных творческих проектовПри изучении творчества С. А. Есенина в 5 классе ученикам было предложено принять

Слайд 1811. Творческое чтение
Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале

изучения произведения так и после анализа.
Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения :
выразительное чтение
комментированное чтение
творческие задания
постановка на уроке учебной проблемы
построчный анализ стихотворения.
11.	Творческое чтениеЦелью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа.

Слайд 19Вывод:
Придумывая, сочиняя, фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуют творческие

способности, которые всегда и везде пригодятся им в жизни. Развитие творческого воображения позволяет учащимся творчески подходить к учебной и художественной деятельности.
Вывод:Придумывая, сочиняя, фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуют творческие способности, которые всегда и везде пригодятся

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть