Слайд 1Развитие креативного мышления у учащихся на уроках русского языка и литературы
Болдырева Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2 города Поронайск
Слайд 2«Навязывать – нельзя, вызубрить – невозможно, стараться запомнить все – безуспешно!
Заинтересовать – вот решение!»
Слайд 3
Проблема творчества – проблема века, так как разбуженное в какой-либо области
знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.
Актуальность темы
Слайд 4Креативность – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в
нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Слайд 5Планируемые результаты
Повышение интереса к предметам, возможность реально оценивать учащимися своих возможностей,
исчезновение страха перед проверкой знаний, снижение психологического напряжения на уроках, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний и активности слабоуспевающих учащихся.
Слайд 6Эффективные технологии для развития креативности на уроках
Программа развития творческого мышления Э.
Де Боно.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
Ментальные карты
Метод проектов
Технология критического мышления.
Технологии Ю.А. Поташкиной и
Б.С. Дыхановой.
Проблемное обучение
Слайд 7Технология решения
изобретательных задач
Метод фокальных объектов:
Написать сказку «Репка» в разных
стилях речи
Составить связный текст, все слова которого начинались бы с одной буквы
Сочинение – миниатюра на тему «Наступила пора экзаменов», написанная только в «мажоре» или в «миноре»
Составление словосочетаний по схемам (день+? признак, «далекий» признак)
Слайд 82. Метод «морфологического анализа»
)
1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3
( вскрикнет испуганно).
Обозначьте и объясните известные вам орфограммы.
2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)
Слайд 9
Прием «Ромашка Блума»
простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то
факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).
Слайд 10Письмо «с дырками»
Текст–это связанное…на определённую… .В большинстве случаев текст состоит из нескольких…, связанных
между собой…и посвящённых одной… .
Основные признаки текста.
1. Единство…текста.
2. Наличие…мысли текста.
3. Относительная…текста.
4. Определённый…предложений.
5. …связь предложений в тексте.
Слайд 11
Синквейн
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строка –
это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.
Слайд 12
Игра «Да –нет»
Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от
этих книг!
Вопросы:
В этом слове два слога?(да)
Это служебная часть речи? (нет)
Это слово спрягается? (нет)
Это слово употреблено во второй предикативной части? (да)
Слайд 13
Советы учителю
Самому быть творческим. Общаясь с ребёнком, мы должны демонстрировать ему
образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может.
Заражать детей своей любовью к творчеству.
Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у ученика не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (детям свойственно часто подражать учителю, воспроизводить информацию, полученную от него).
Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка.
Слайд 14«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили
этому вчера»
Д. Дьюни