Презентация, доклад на тему Разработка урока по теме Типы связи между предложениями в тексте. Средства связи.

Содержание

Работа с понятиямиТекст – это…Предложение – это…Типы связи – это…Средства связи – это…

Слайд 1Типы связи между предложениями в тексте, средства связи

Практикум
10 класс

Типы связи между предложениями в тексте, средства связиПрактикум10 класс

Слайд 2Работа с понятиями
Текст – это…

Предложение – это…

Типы связи – это…

Средства связи

– это…

Работа с понятиямиТекст – это…Предложение – это…Типы связи – это…Средства связи – это…

Слайд 3Работа с понятиями
Текст - (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь,

паутина, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Предложение – это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Типы связи – это взаимодействие, взаимное сцепление.

Средства связи – это способы грамматической и смысловой связанности.
Работа с понятиямиТекст - (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание») — зафиксированная на каком-либо

Слайд 4Для чего нам надо это знать? Актуальность
Текст является максимальной языковой единицей.
Умение

связывать между собой предложения в тексте позволит решить коммуникативную задачу при устном и письменном высказывании. Данное умение и сформированные навыки проверяет задание № 23 тестовой части ЕГЭ по русскому языку.
При написании сочинения-рассуждения также необходимы знания об основных средствах для создания связности текста.
Всё это даёт возможность не допустить речевые и грамматические ошибки.
Для чего нам надо это знать? АктуальностьТекст является максимальной языковой единицей. Умение связывать между собой предложения в

Слайд 5Проблема Как работать с типами связи и средствами связи?

ТЕКСТ
Изучить коммуникативный замысел;
Понять последовательность

мыслей;
Не путать понятия «предыдущее предложение» и «последующее предложение»;
Увидеть смысловую связь между предложениями;
Определить средства свзя предложений в тексте.

Проблема Как работать с типами связи и средствами связи?ТЕКСТИзучить коммуникативный замысел;Понять последовательность мыслей;Не путать понятия «предыдущее предложение»

Слайд 6Формулируем цель
Совершенствование навыков работы с текстом по определению типов связи и

средств связи (задание № 23) для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Формулируем цельСовершенствование навыков работы с текстом по определению типов связи и средств связи (задание № 23) для

Слайд 7Основные организационные этапы работы
1. Выяснить, какие могут быть типы связи

и средства связи предложений в тексте.
Продукт: графический конспект.
2. Применить полученные знания на практике.
Продукт: выполненные задания по работе с текстом (задание ЕГЭ № 23).
3. Сделать вывод.
Основные организационные  этапы работы 1. Выяснить, какие могут быть типы связи и средства связи предложений в

Слайд 8Типы связи предложений в тексте

Типы связи предложений в тексте

Слайд 9Лексические средства связи
Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города

по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Графический конспект

Лексические средства связиЛексический повтор – повторение одного и того же слова.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В

Слайд 10 Грамматические средства связи
Личные местоимения.
1)А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким

голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
Указательные местоимения (такой, тот, этот)
1)Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).


Графический конспект

Грамматические средства связи Личные местоимения.1)А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об

Слайд 11 Грамматические средства связи
Союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди

и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Частицы
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).


Графический конспект

Грамматические средства связи Союзы (преимущественно сочинительные)Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала

Слайд 12 Грамматические средства связи
Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени,

которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Графический конспект

Грамматические средства связи Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность

Слайд 13Формулировка задания № 23 ЕГЭ
Среди предложений 6-17 найдите такое, которое соединяется с

предыдущим с помощью сочинительного противительного союза. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 14-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью указательного местоимения и сочинительного соединительного союза. Напишите номер этого предложения.

И т.п.
Формулировка задания № 23 ЕГЭСреди предложений 6-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью сочинительного противительного

Слайд 14Самостоятельная работа
23-1. Среди предложений 1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью союза и наречия? Напишите номер этого предложения.
(1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определенно, что путешествие – не только романтика, но и тяжелое испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А еще — целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.
23-2. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?
(1)Я шел напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у теплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного мгновения я мучил себя спусками и подъемами, переходил вброд горные речки.
 

Самостоятельная работа23-1. Среди предложений 1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и наречия? Напишите

Слайд 15Самостоятельная работа
23-3. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с

помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(1) Нахожусь во власти странного ощущения. (2) Идя по луговой тропинке, по лесной опушке, по всякой земной дороге, временами воображаю себя пришельцем из далёкой галактики и с первозданным удивлением разглядываю конструкции и модели, называемые здесь то деревом, то травой, то лютиком, то ромашкой, то подсолнухом, то берёзой. (3) В каждой из этих моделей я готов увидеть великое чудо. (4) Но в чудеса я не верю, и тогда мне остаётся только одно: согласиться с воображаемыми космонавтами из книги В.Н. Комарова и предположить, что здесь, в этих сложных зелёных сооружениях, а вернее, в зелёных живых существах, действительно побывал разум, а если по науке – природа, эволюция, жизнь.
 

Самостоятельная работа23-3. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите

Слайд 16Самостоятельная работа
23-4.Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
(1) Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (2) В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно проигнорировать. (3) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (4) Но такая понятность и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в неё верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души. (5) «Береги честь смолоду», - завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (6) «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни.
 

Самостоятельная работа23-4.Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и однокоренного слова.

Слайд 17Самостоятельная работа
23-5. Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при

помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1) Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (2) Было задумано расширить площадь лугов. (3) Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (4) Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (5) Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (6) Но есть и очень большие минусы. (7) Их не всегда замечают. (8) А ведь здесь погибло 27 лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (9) Гибнут насекомые, из которых многие – наши друзья.
 

Самостоятельная работа23-5. Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого

Слайд 18Проверь себя
23-1 Номер правильного ответа: 3
23-2 Номер правильного ответа: 3
23-3 Номер

правильного ответа: 4
23-4 Номер правильного ответа: 4
23-5 Номер правильного ответа: 7
5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»

Проверь себя23-1 Номер правильного ответа: 323-2 Номер правильного ответа: 323-3 Номер правильного ответа: 423-4 Номер правильного ответа:

Слайд 19Домашняя работа
Задание № 23 (ЕГЭ).

Домашняя работаЗадание № 23 (ЕГЭ).

Слайд 20Об авторе:
Прохоренко Людмила Викторовна:
Учитель русского языка и литературы,
Педагог дополнительного образования,
Руководитель литературного

творческого объединения «Слово»,
Классный руководитель.
glyaden_plv@mail.ru
8 (39 155) 94 1 44



Об авторе:Прохоренко Людмила Викторовна:Учитель русского языка и литературы,Педагог дополнительного образования,Руководитель литературного творческого объединения «Слово»,Классный руководитель.glyaden_plv@mail.ru8 (39 155)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть