Слайд 1Шестнадцатое мая.
Классная работа.
Слайд 3 На девятый день к утру ветер еще посвежел, и вскоре разыгрался
страшный
шторм. Даже испытанные моряки были сильно испуганы. Я несколько раз слышал, как наш капитан, проходя мимо меня то в каюту, то из каюты, бормотал вполголоса: "Мы пропали! Мы пропали! Конец!"
Все же он не терял головы, зорко наблюдал за работой матросов и принимал все меры, чтобы спасти свой корабль.
До сих пор я не испытывал страха: я был уверен, что эта буря так же благополучно пройдет, как и первая. Но когда сам капитан заявил, что всем нам пришел конец, я страшно испугался и выбежал из каюты на палубу.
Никогда в жизни не приходилось мне видеть столь ужасное зрелище. По морю, словно высокие горы, ходили громадные волны, и каждые три-четыре минуты на нас обрушивалась такая гора.
Сперва я оцепенел от испуга и не мог смотреть по сторонам. Когда же наконец я осмелился глянуть назад, я понял, какое бедствие разразилось над нами. На двух тяжело груженных судах, которые стояли тут же неподалеку на якоре, матросы рубили мачты, чтобы корабли хоть немного освободились от тяжести.
Кто-то крикнул отчаянным голосом, что корабль, стоявший впереди, в полумиле от нас, сию минуту исчез под водой.
Еще два судна сорвались с якорей, буря унесла их в открытое море. Что ожидало их там? Все их мачты были сбиты ураганом.
Мелкие суда держались лучше, но некоторым из них тоже пришлось пострадать: два-три суденышка пронесло мимо наших бортов прямо в открытое море.
Слайд 4Из какого произведения прочитанный отрывок?
Что вы знаете о главном герое?
Назовите
имя прототипа литературного героя.
Озаглавьте отрывок.
К какому типу речи относится?
Слова какой части речи указывает нам на это?
Определите тему урока.
Слайд 5ПОВТОРИМ, ОТРАБОТАЕМ
Повторим правило (теория)
Отработаем орфограммы (практика)
Слайд 6ТЕОРИЯ
Определение глагола (2б)
Изменение глаголов (4б)
Спряжение глаголов (2б)
Глаголы-исключения (4б)
Синтаксическая роль глаголов (2б)
Вид
глаголов (2б)
Время глаголов (3б)
Неопределённая форма глагола (1б)
Слайд 7практика
Чередование гласных в корне слова (5б)
Не с глаголами (5б)
Правописание –тся, -ться
(5б)
Правописание безударного личного окончания глагола (5б)
Правописание Ь после шипящих (5б)
Сюрприз (0б)
Секрет (10б)
Слайд 10Глагол – это __________часть речи, которая обозначает______________ и отвечает на вопросы_____________
и _________.
Слайд 11Глаголы изменяются по_____________, в настоящем и будущем времени по_______________, а в
прошедшем по____________________.
Слайд 12Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.
1 спряжение
- ать,
-ять, -уть, -ють, -оть, -еть, -ыть
2 глагола на -ить
2 спряжение
-ить
4 глагола на –ать
7 глаголов на -еть
Слайд 13Исключения
Смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть
Дышать, держать, гнать, слышать
Слайд 14Синтаксическая роль
Сказуемое
Подлежащее
Дополнение
Определение
обстоятельство
Слайд 15Вид глаголов
Совершенный – что сделать?
Несовершенный – что делать?
Слайд 16Время глаголов
Настоящее (действие совпадает со словом)
Прошедшее (действие раньше слова)
Будущее (действие после
слова)
Слайд 17Неопределенная форма глагола
Что делать? Что сделать?
инфинитив
Слайд 18Чередование гласных в корне слова
Соб…рал, разж…гал, забл…стел, зам…реть, выт…раю, прик…сался, перел…жил,
предпол…гал, выр…щивал, р…стения, подр…сли, р…сток.
Слайд 19Чередование гласных в корне слова
Собирал, разжигал, заблестел, замереть, вытираю, прикасался, переложил,
предполагал, выращивал, растения, подросли, росток.
0 ошибок – 5б, 1 – 4б, 2 – 3б, 3 – 2б, 4 – 1б, 5 – 0б
Слайд 20Не с глаголами
(Не)раздумывал, (не) разбил, (не)расшибся, (не) пройдёшь, (не) покинуть, (не)
здоровится, (не) промокли, (не) придумывать, (не) годовал.
Слайд 21Не с глаголами
Не раздумывал, не разбил, не расшибся, не пройдёшь, не
покинуть, нездоровится, не промокли, не придумывать, негодовал.
0 ошибок – 5б, 1 – 4б, 2 – 3б, 3 – 2б, 4 – 1б, 5 – 0б
Слайд 22-тся, -ться
Запасат…ся продуктами, взбирает…ся на корабль, приходит..ся выбират..ся, несчастья не прекращают..ся,
ухватит…ся трудно
Слайд 23-тся, -ться
Запасаться продуктами, взбирается на корабль, приходится выбираться, несчастья не прекращаются,
ухватиться трудно
0 ошибок – 5б, 1 – 4б, 2 – 3б, 3 – 2б, 4 – 1б, 5 – 0б
Слайд 24Восстанови алгоритм работы
Поставь глагол в Н.ф., сохраняя вид.
По гласной перед -ТЬ
определи спряжение.
Помни о глаголах-исключениях.
Определи вид.
У глаголов 1 спряжения пиши е (ед. ч), у-ю (мн. ч.); 2 спряжения - и (ед. ч.), а-я (мн. ч.).
Слайд 25Восстанови алгоритм работы
1. Определи вид.
2. Поставь глагол в Н.ф., сохраняя вид.
3.
По гласной перед -ТЬ определи спряжение.
4. Помни о глаголах-исключениях.
5. У глаголов 1 спряжения пиши е (ед. ч), у-ю (мн. ч.); 2 спряжения - и (ед. ч.), а-я (мн. ч.).
Слайд 26Окончание глаголов
Выдержива..т, раздумыва..т, выброс..т, подмока..т, не теря..т, держ..т, замет..т, высмотр..т, направля..т,
гон…т, напомина…т.
Слайд 27Окончание глаголов
Е, Е, И, Е, Е, И, И, И, Е, И,
Е.
0 ошибок – 5б, 1 – 4б, 2 – 3б, 3 – 2б, 4 – 1б, 5 – 0б
Слайд 28Ь после шипящих
Надежный шалаш.., много туч.., нужная вещ…, съедобная дич…, стреляеш…
ввысь, каменный нож…, продолжиш… верить, нет жилищ…, думаеш… о спасении, береч… силы.
Слайд 29Ь после шипящих
Надежный шалаш, много туч, нужная вещь, съедобная дичь, стреляешь
ввысь, каменный нож, продолжишь верить, нет жилищ, думаешь о спасении, беречь силы.
0 ошибок – 5б, 1 – 4б, 2 – 3б, 3 – 2б, 4 – 1б, 5 – 0б
Слайд 30Какими частями речи являются слова
Плач (?), стекло, теч (?), покрывало, три
Докажите
свою точку зрения.
Как называются такие слова?
Слайд 31Благодаря чему Р.Крузо, живя на необитаемом острове, сумел остаться в живых?
энергии
настойчивости
труду
Слайд 32Благодаря чему вы успешно поработали на уроке?
Слайд 33 Вспомните и запишите пословицу, которая может стать девизом нашего урока.