Слайд 1Равные среди равных
(тема детей c ограниченными
возможностями здоровья в произведениях
русской
и зарубежной литературы)
Выполнила: Мустафина Диляра Айдаровна,
ученица 9 класса МБОУ «Гимназия №1 им.Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор»
Руководитель: Шайхутдинова Равия Габдулфатовна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Объектом исследования
являются два произведения русской и зарубежной литературы, в которых
отражена жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 3Актуальность
исследования
Психологическая картина
личности в наибольшей степени
формируется в школе, поэтому
важно, чтобы подростки научились
быть толерантными к своим сверстникам с
ОВЗ, а в школе этому могут научить
учителя с помощью литературных
произведений
Слайд 4на основе произведений
русской и зарубежной литературы, в которых затрагивается данная
проблема, проследить, может ли человек с ограниченными возможностями здоровья стать полноправным членом коллектива
Цель исследования
Слайд 5 В ходе исследования мы обратились к таким произведениям художественной литературы, как
повести Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант» и Рубен Гонсалес Гальего «Белое на черном».
Слайд 6Задачи исследования
изучить произведения художественной литературы, рассказывающие о детях с ограниченными
возможностями;
выяснить, какую роль общество сыграло в том, чтобы они стали полноценными членами общества;
Провести анкетирование:
учащихся 7-10 классов о том, какие произведения художественной литературы они знают о детях с ограниченными возможностями;
родителей о том, какую роль они играют в формировании правильного толерантного отношения к детям с ОВЗ;
предложить свои методы решения проблемы свободного общения между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ.
Слайд 7Новизна работы состоит в том, что в ней прослеживается поиск ответа
на вопрос:
«Что помогло детям с ограниченными возможностями здоровья сохранить чувство человеческого достоинства и стать такими, как все, и даже лучше, чем все?»
Слайд 8В.Г.Короленко писал:
«Для создания повести «Слепой музыкант» материалом послужили воспоминания о
слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения за мальчиком (моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, за одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным, и вдобавок музыкантом по профессии».
Слайд 9 «Белое на черном». Именно так назвал Рубен Гонсалес Гальего изданный в
2002 году вариант своей книги.В этом автобиографическом произведении нашла свое отражение вся нелегкая судьба ребенка, которому уже в начале его жизни поставили диагноз ДЦП и которого обрекли на переселение из одного советского интерната в другой.
Слайд 10В.Г. Короленко
«Слепой музыкант»
Гипотезы дяди Максима отражаются в его словах, он
говорит: «…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…»
Слайд 11 Самое главное, чего боится Максим, что Петр лишится воли, а значит,
ничего не добьется в жизни. Он говорит: «…у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти заменить свою слепоту…»
Слайд 12
Рубен никогда не видел своих родителей. Когда он был
маленьким, лет до шести мечтал о маме, но ему грубо объяснили, что чернокожая мать его бросила. Так рухнула первая детская мечта. Только став взрослым, узнал, что его дедушка – генеральный секретарь коммунистической партии Испании.
Слайд 13Что помогло этим людям обрести счастье?
Незрячий Петр стал пианистом
Рубен с
диагнозом ДЦП
стал писателем
Слайд 14Что вы знаете о детях с ограниченными возможностями здоровья?
Слайд 15Считаете ли вы нужным относиться к детям с ОВЗ, как к
особенным?
Слайд 16Назовите произведения художественной литературы, в которых рассказывается о жизни детей с
ограниченными возможностями
Слайд 17Выводы:
Получается, учащиеся нашей школы мало знают о детях с ограниченными
возможностями или не интересуются такими детьми, ведь дети с ограниченными возможностями обучаются индивидуально, и мы практически о них ничего не знаем. А может, недостаточно произведений написано о таких детях или они не включены в школьную программу?
А современные подростки читают сейчас очень мало или вообще не читают, ограничиваются в основном только школьной программой, поэтому эта тема для них закрыта.
Слайд 18 На примере рассмотренных нами произведений видим, что и
здоровые дети, и дети с ОВЗ приобретают жизненно необходимые навыки и способности в процессе общения между собой.
Современное общество медленно, но верно движется в направлении построения гуманного общества, об этом свидетельствуют молодежные общественные организации, внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения, основной целью которых является помочь адаптироваться детям с ОВЗ.