Слайд 1И.С. Тургенев.
«Живые мощи»: от телесного и душевного – к духовному.
Слайд 2 Рассказ «Живые мощи»(1873г) занимает особое место в цикле «Записки охотника»:чем старше
становится И.С.Тургенев, тем более глубоко постигал ДУХОВНОЕ содержание жизни человека.
Слайд 3 Рассказ свидетельствует о выборе писателем нового «художественного предмета»(термин И.А.Ильина): не только
постановка социальных проблем (крепостничество), не только изображение народных типов (Хорь, Калиныч, Фома Бирюк), но и художественное воплощение одной из основных триад христианства: ДУХ - ДУША – ТЕЛО, которая определяет духовное состояние русского народа.
Слайд 4 Эпиграф:
Край родной долготерпенья –
Край ты русского народа.
Ф.И.Тютчев
Слайд 5Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не
поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Ф. И. Тютчев
Слайд 6 «Живые мощи»
Метафорическое Религиозное:
словоупотребление:
мощи – «нетленное тело
так называют больного, угодника Божия».
крайне истощенного, худого
человека
ОКСЮМОРОН
ПАРАДОКС
?
Слайд 7 Лингвистический комментарий:
1.Мощи – нетленное тело угодника Божьего.
словарь В.И.Даля.
2. Мощи – останки людей, считаемые церковью святыми.
этимологически словарь
Н.М.Шанского.
Заимств. из ст.-слав. языка: МОШТЬ – «сила». Буквально «силы, способные совершать чудеса».
3. Мощи – высохшие останки людей, считаемые церковью святыми.
словарь С.И.Ожегова.
ЖИВЫЕ МОЩИ – перенос.: об исхудалом человеке.
Слайд 8Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный.
французская поговорка.
Слайд 9 I. РАССКАЗЧИК:ТЕЛЕСНОЕ И
ДУШЕВНОЕ.
Человек – живое существо, наделенное душой, радость его тела есть и радость его души.
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство –
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?
Ф.И.Тютчев.
Слайд 11 ПЕНИЕ ЛУКЕРЬИ
Вначале: «Мысль, что это полумертвое существо готовится запеть, возбудило во
мне невольный ужас».
После: «Уже не ужас чувствовал я: жалость несказанная стиснула мне сердце».
Слайд 13
II. ЛУКЕРЬЯ: ТЕЛЕСНОЕ И
ДУШЕВНОЕ.
Находясь в состоянии телесной неподвижности, Лукерья оказывается душевно подвижной: она способна переживать, маленькие радости не менее остро, чем здоровый, свободный в физических движениях человек (рассказчик).
Слайд 14 ЛУКЕРЬЯ: ТЕЛЕСНОЕ И ДУШЕВНОЕ.
люди цветы
запахи МИР ЛУКЕРЬИ птицы
природы
звуки природы животные
Слайд 15мудрость
сострадание ближнему
забота о ближнем
Душевные качества Лукерьи
Слайд 18 III. АВТОР: ОТ ТЕЛЕСНОГО И ДУШЕВНОГО – К ДУХОВНОМУ.
Почти с самого начала повествования о Лукерье автор начинает вводить - отдельными черточками, отдельными деталями – то, что постепенно раскрывается как связь ДУШЕВНОГО И ДУХОВНОГО.
Слайд 19 Сны Лукерьи – символическое образное выражение непосредственной, народной веры.
Слайд 20 ПЕРВЫЙ СОН : ЛУКЕРЬЯ – «ХРИСТОВА НЕВЕСТА».
Слайд 24О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на
пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты – жилище двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Слайд 26СИНКВЕЙН
ЛУКЕРЬЯ
Терпеливая, поэтичная
Верит, любит, несет свой крест
Хранит и воплощает силу духа русского
человека
СВЯТАЯ
Слайд 27Рефлексия
Какое настроение – мрачное, безысходное, трагическое или благоговейное, ясно-спокойное, трепетное
– вызывает рассказ?
Какое настроение после урока?
Слайд 28Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что показалось мне наиболее интересным
в рассказе И.С.Тургенева «Живые мощи».