Слайд 1Расширенный разбор
и алгоритм решения
задания №9
Единого государственного
экзамена
по русскому
языку
Презентацию подготовила Попова Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Ручевской СОШ
Слайд 2
Формулировка задания:
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна
и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1. пр..мета, пр..красный, пр..стройка
2. и..пользовать, бе..думный, бе..помощный
3. д..срочно, непр..будный, пр..мозглый
4. с..есть, п..еса, об..единение.
Слайд 4Что требуется от учеников:
Ученикам следует знать для правильного выполнения задания следующие
орографические правила:
Правописание приставок на –З и –С;
Правописание приставок ПРЕ – и ПРИ- ;
Правописание И и Ы после приставок;
Правописание разделительного Ъ и Ь знака.
Слайд 5Приставки, оканчивающиеся на З и С
( БЕЗ- - БЕС- ,
ВОЗ- - ВОС-, ВЗ- - ВС-, ИЗ- ИС-, НИЗ- - НИС-, РАЗ- - РАС-, ЧРЕЗ- - ЧРЕС-, ЧЕРЕЗ- - ЧЕРЕС-), зависят от глухости – звонкости последующего звука:
А) Приставка оканчивается на З:
если первая согласная буква корня звонкая
( раздать )
если корень начинается с гласной буквы
( разузнать )
Б) Приставка оканчивается на С:
если первая согласная буква корня глухая
( распилить)
Слайд 6 Простое правило, но, к сожалению, иногда ученики забывают
к одиннадцатому классу о звонких и глухих согласных.
ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ
парные
Б П
В Ф
Г К
Д Т
З С
Ж Ш
непарные
Р, Л, М, Н, Й Х, Ц, Ч, Щ
(сонорные)
Слайд 7Примечание:
Все глухие и согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ
ПОЕТЬ ЩЕЦ?
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.
2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие согласные звуки.
ПРИСТАВКА - С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам ( ЕЕ НАПИСАНИЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ корня!): сгиб, сделать, сбросить и т.д.
То есть, если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между С- и З- , смело пишите С, так как приставки З в русском языке нет:
Пусть никто никогда не забудет:
З приставкой не была и не будет!
Слайд 8Примечание:
В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ,
ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗГИ нет
приставки: буква
З в них
является частью корня.
Слайд 92. Приставки ПРИ и ПРЕ
Написание приставки ПРИ - и ПРЕ –
зависит от лексического значения:
ПРИ- ПРЕ-
Близость, нахождение 1) = очень: предлинный
рядом с чем-то:
прибрежный, пришкольный.
2) Приближение: приехать, 2) = пере: преградишь
прибыть
3) Неполнота действия
привстать , присесть.
4) Присоединение: при-
клеить , прибить.
Слайд 10Во многих словах трудно установить значение приставок ПРЕ и ПРИ, поэтому
правописание таких слов надо запомнить:
Слайд 11Следует особое внимание обратить на омофоны ( «фонетические близнецы») – слова,
которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному в зависимости от значения.
Слайд 133. Гласные И, Ы после приставок.
Слайд 144. Разделительный Ъ
После русских приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед
буквами Е,Ё,Ю,Я:
въезд, подъем, объявление, съехидничать, разъяриться, объегорить, разъёмный, безъязычный, межъярусный.
2. После иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пан-, суб-, транс- перед буквами Е, Ё, Ю, Я:
панъевропейский, адъютант, адъюнктура, дизъюнкция, конъюнктура, конъюнктивит, субъект.
Слайд 153. После числительных двух-, трех-, четырех- в сложных словах перед –Я:
двухъярусный,
трехъярусный, четырехъярусный.
4. В середине слова (не после приставки) в заимствованных словах: фельдъегерь
Слайд 16Разделительный Ъ знак не пишется
В сложносокращенных словах и в сложных
словах, пишущихся через дефис:
главюрист, иняз, детясли, оргединица, тред-юнион
Слайд 17Разделительный Ь пишется
Не после приставок, оканчивающихся на согласную ( в корнях,
суффиксах и окончаниях), перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И:
барьер, лисьи, костью, бурьян, фортепьяно
2. В иноязычных словах перед –О- :
бульон, павильон, шампиньон и др.
В слове подьячий (от слова дьяк)
В слове интерьер пишется ь (здесь интер- не являются приставкой)
Слайд 18Закрепим материал
Задание 9
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна
и та же буква.
пр..думал, пр..творил (в жизнь)
пр..образ, п..никнуть
меж..языковой, в..юга бе...правие, в..бежать
вз..скать, супер..гра
Слайд 19 Задание 9
чере..чур, бе..шовный
п..добрал, р..зыграл
р..яный, под..езжая
пр..рвать, пр..людно
д..бавил,
пр..дедушка
Слайд 20Задание 9
под..брал, р..зыскал
сош..ёт, об..ективный
по..сказка, о..правка
пр..мкнуть, пр..слать
и..рядно,
бе..конечно
Слайд 21Задание 9
суб..ективно, под..ём
и..подлобья, ра..жёг
р..списной, под..звал
пр..чуда, пр..емник (престола)
меж..гровой, под..щу (работу)