Слайд 1Система работы
с одарёнными детьми
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если
тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
из опыта работы учителя
русского языка и литературы
Мамлютской санаторной
средней школы – интерната
Л.А. Глазуновой
Слайд 3Индивидуальный образовательный маршрут
Пономаренко Светланы
Слайд 4Принципы работы:
принцип индивидуализации обучения;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества;
принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Слайд 6Создание условий,
обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,
реализацию их потенциальных
возможностей,
является одной из приоритетных задач
современного общества.
Требуется серьезная просветительская работа
среди учителей и работников народного образования,
а также родителей для формирования у них
научно адекватных и современных представлений
о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
КОНЦЕПЦИЯ
ОДАРЕННОСТИ
Слайд 7Проблемно-диалогический метод обучения.
Учитель знакомит с общей идеей (проблемой) урока.
Ученики выдвигают гипотезы,
идеи.
Ученики проводят исследование – собирают информацию для своих гипотез.
Подтверждают или опровергают гипотезы: сообщают свою информацию, систематизируют материал.
Подводят итоги, планируют дальнейшую работу.
(в обучении этот метод – лучший, по мнению психологов)
Слайд 8Способы развития одарённости на уроке.
Делегировать часть преподавательских полномочий одарённым детям.
Готовить дополнительную
информацию по теме, предлагая различные источники информации (электронный учебник, Интернет, энциклопедии, справочники, виртуальные экскурсии).
Устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями.
Обнаруживать срытые зависимости и связи.
Слайд 9Методические приёмы, стимулирующие воображение, фантазию, развитие творческого потенциала.
Приём «Если бы»
(предлагается составить описание или словесную картину о том, что произойдет, если что-то исчезнет или изменится)
Приём гиперболизации
(сознательно увеличивается или уменьшается объект познания, части или качества)
Приём агглютинации
(предлагается соединить несоединимые качества, свойства, части объекта и описать получившийся объект)
Приём символизации
(создание символа, несущего в обобщенной форме знание об изучаемом объекте)
Приём инверсии
(когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально новая альтернатива решения)
(достаточно использование 2 приёмов)
Слайд 10Креативность – третья составляющая одарённости.
Креативность – совокупность мыслительных и личностных качеств,
способствующих становлению способности к творчеству. Способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.
Слайд 11Интеллект – вторая составляющая одарённости.
Два типа направленности интеллекта: практический и теоретический
Доминантой
практического интеллекта может стать проектная деятельность.
Проекты для практико-ориентированных учащихся:
- разработка таблиц, конспектов, схем по темам,
подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования,
подготовка и проведение ролевой обучающей игры,
подготовка и проведение «урока без учителя».
Слайд 12Высокий уровень познавательной активности - первая составляющая одарённости.
Педагогу следует:
Поощрять и организовывать
знакомство с материалом, который не включается в стандартный материал.
Поощрять глубокую проработку темы.
Осуществлять учебный процесс в соответствии
с познавательными потребностями.
Развивать понятийный аппарат.
Формировать мыслительную гибкость за счёт материалов, времени и ресурсов.
Предъявлять высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач.
Поощрять творческое и продуктивное мышление.
Слайд 13Педагогу необходимо:
Постоянно стимулировать познавательную активность и познавательную мотивацию.
Развивать творческое мышление через
организацию творческого познавательный процесса.
Осуществлять выбор деятельности,
в которой ребенок будет успешным.
Слайд 14Лингвистическая одарённость:
Способность к целостному и логическому восприятию языкового материала, схватыванию формальной
структуры упражнения, задачи.
Стремление к ясности, простоте и чёткости при выражении своего суждения.
Хранение лингвистической информации. Языковая память и интуиция, большой словарный запас, его активное использование.
Хорошо сформированная и свободная речевая деятельность.
Слайд 15Компоненты одаренности.
Конкретность мышления и способность к абстракции.
Быстрота и точность выполнения умственных
операций.
Способность к логическому мышлению.
Способность к рассуждению, обобщению объектов и их отношений, выделению главного, способность к классификации.
Гибкость мыслительных процессов, способность к перестройке мыслительного процесса.
Слайд 16Цель работы с одарёнными детьми – это забота о развитии науки,
культуры и социальной жизни завтра.
Позиция педагога:
Внимание к реальным проявлениям одарённости.
Владение способами выявления и развития одарённости.
Сопровождение социальной реализации одарённых учащихся.
Слайд 17
Критерии оценки одаренности
Целеустремленность
Изобретательность
Требовательность
к себе
Рассудительность
Слайд 18Основные формы работы
с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по
параллелям классов с сильными и мотивированными учащимися;
факультативы;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
НОУ (научное общество учащихся);
научно-практические конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
конкурсы;
предметные недели (декады);
Дни науки;
кружки по интересам;
работа по индивидуальным планам.
Слайд 19 Основные задачи по работе с одарёнными детьми
развитие природных интеллектуальных способностей учащихся;
выявление и развитие их специальных творческих способностей;
развитие у учащихся устойчивой мотивации к обучению и самообразованию;
формирование у них устойчивого мировоззрения на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук;
обучение навыкам самообразования и научно- исследовательской деятельности, а также формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных основ личности;
Слайд 20
Создание психолого-педагогических условий для
формирования способностей и потребностей в самоактуализации.
Методы
работы с одаренными детьми. (Говоря словами
Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно
определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем,
что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.)
Подготовка кадров для школ, работающих с одаренными детьми.
(Необходима, как сейчас принято говорить, центрация педагога на
личности ученика и системе его мотиваций)
Работа с семьей одаренных детей.
Выработка критериев успешности работы с одаренными детьми.
Экспертиза образовательной среды для одаренных детей.
Основные направления работы
(наши проблемы)
Слайд 21Общая одаренность.
Академическая одаренность.
Творческая одаренность.
Социальная одаренность
Художественная одаренность.
Психомоторная одаренность.
«ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ»
Слайд 22
Потребность общества в неординарных творческих личностях.
Необходимость
сохранения и развития интеллектуального потенциала Казахстана.
Неопределённость современной окружающей среды требует от человека не только высокой активности, но и его умения, способности нестандартно мыслить и вести себя.
Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах
Проблема воспитания и обучения одарённых детей
Слайд 23Актуальность проблемы
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший
фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности
Слайд 24Цель работы
с одаренными детьми:
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей
в интересах личности, общества и государства
Слайд 25Задачи работы
с одаренными детьми:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных
видах деятельности
Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Способствование методическому росту учителей, их постоянному повышению квалификации.
Слайд 26Содержание понятия «Одаренность»
одаренность
Психофизические
особенности
Креативный
потенциал
Мировоззренческие
ценности
Интеллектуальные
способности
Слайд 27Диагностики одаренности
Система
Система
единой оценки комплексной оценки
Слайд 28Методическое обеспечение системы работы
с одарёнными детьми
Информационное обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение:
Программное обеспечение (типовые
авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям)
Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
Слайд 29Методическое обеспечение системы работы
с одарёнными детьми
Организационно-методическое обеспечение
Создание целевого методического объединения
по проблеме работы с одаренными детьми.
Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
Изучение обобщения опыта работы педагогов.
Мониторинг работы системы
Слайд 30Этапы стратегии работы
с одаренными детьми
Знакомство учителей с научными данными о
психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся.
Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Слайд 31
Подготовительный этап
1-4 классы
Формирование навыков эффективной организации труда.
Вовлечение в активные
формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Кружки
Секции.
Слайд 32
Творческий этап 5-7 классы
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного
интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Факультативы.
Краеведческая конференция.
Кружки.
Секции.
Слайд 33 Развивающий этап 8-9 классы
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и
расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся
Формы работы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.
конференция.
НОУ.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.
элективные курсы (9 классы).
Спецкурсы.
Слайд 34 Исследовательский этап 10-11 классы
Совершенствование исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры учащихся.
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.
НОУ.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ
Слайд 35ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Слайд 36
Проектная и исследовательская
деятельность учащихся
Практико-ориентированные проекты
создаётся
нечто новое, продукт используется в
жизни класса, города, микрорайона и т.д.)
Ролевые (игровые) проекты
деловые игры, костюмированные
исторические события,
театрализованные
действа:
приобретение знаний,
умений,
навыков о профессиях,
эпохах и т. д.
Исследовательские проекты
(новое знание, открытие)
Творческий проект (альманахи,
спортивные игры, видеофильмы)
Слайд 38Одаренность и талант
Одаренность - открытие в себе
духовной жизни и
способность
творчески, то есть
самостоятельно и выразительно
проявить свой внутренний мир
Талант – дар легко,
быстро и ярко выражать то, что
проносится через внутренний
мир человека. (И.А.Ильин)
Одаренность
Ш к о л а
С е м ь я
Слайд 39Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Факультатив
Ученическая конференция
Предметная неделя (декада)
Научное общество
учащихся
Кружки, студии, объединения