Презентация, доклад на тему Работа над связной речью на уроках русского языка в старших классах специальной (коррекционной) школы VII вида.

Формирование словаряК данным словам подобрать синонимы: храбрость, горе, радость, изображение... (торжество, смелость, описание, печаль)., антонимы: вялость, гибкость, резкость, кривизна, деление ... (умножение, живость, мягкость, прямизна, хрупкость.)Составить возможные словосочетания со словами, данными в скобках. Чистый (волосы, платье,

Слайд 1Работа над связной речью на уроках русского языка в старших классах

специальной (коррекционной) школы VII вида



Работа над связной речью на уроках русского языка в старших классах специальной (коррекционной) школы VII вида

Слайд 2Формирование словаря
К данным словам подобрать синонимы: храбрость, горе, радость, изображение... (торжество,

смелость, описание, печаль)., антонимы: вялость, гибкость, резкость, кривизна, деление ... (умножение, живость, мягкость, прямизна, хрупкость.)

Составить возможные словосочетания со словами, данными в скобках.
Чистый (волосы, платье, туман, ночь, совесть, небо); седой (волосы, платье, туман, снег, скатерть, небо); человек (соленый, седой, порывистый, острый, злой); ветер (соленый, седой, порывистый, острый, злой).

Распределить словосочетания в зависимости от значения выделенных слов (прямое – переносное).
Ветер воет, волк воет; холодный день, холодная встреча, холодный чай; мягкий климат, мягкий характер и т.п.

Объяснить значение выделенных слов
а) путем подбора синонимов: крепкий лед, крепкий сон, крепкое здоровье (прочный, хороший, глубокий);
б) путем показа или описания: повысили уровень воды, повысили голос, повысили цены;
в) путем примеров: поворот дороги, поворот в настроении, (благоприятный) поворот дела, один поворот ключа.

Объяснить, почему так можно сказать.
Почему человека можно сравнить с деревом? (Его обобрали как липку. Что стоишь как пень?)
Почему человека можно сравнить с животным? (Он все прикидывался лисой. Какой ты все-таки медведь, Коля)
Есть ли металл в людях? (Золотые руки, медный лоб, стальная воля, оловянные глаза).

Определить значение прилагательного глухой в следующих предложениях; в каждом случае подыскать синоним или равнозначное выражение.
1) На мой вопрос мальчик ответил, что он глухой. 2) В зал вошла женщина в глухом синем платье.. 3) С улицы были слышны крики и глухой топот. 4) Девочка все время читала, прячась в глухих уголках парка. 5) К сумеркам дым разошелся, и туча, глухая, как ночь, затянула половину неба

Заменить выделенное в тексте слово синонимами.
Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Пошел снег. Он падал на холодную землю. Озеро еще не замерзло, хотя вода в нем была холодной.
Слова для справок: прохладный, студеный, ледяной, морозный.
Формирование словаряК данным словам подобрать синонимы: храбрость, горе, радость, изображение... (торжество, смелость, описание, печаль)., антонимы: вялость, гибкость,

Слайд 3Формирование словообразовательных процессов
Из данных слов выделить родственные (однокоренные).
Стул, стол, лыжи, подоконник,

ложка, стульчик, окно, настольный, лыжник.

К существительным красота, труд, груз подобрать однокоренные глаголы и прилагательные.
Трудный, погрузить, красный, трудиться, прекрасный, грузный, покраснеть, грузить.

Выделить слова с одинаковой приставкой, суффиксом.
Выехать, взлететь, врезать, взять, вход, вкатить, взыграть, видеть.

Составить словосочетания или предложения с однокоренными словами.
Космос - космонавт - космический - космодром. Писать - письмо - писатель - письменный - писательский.

В слова вставить недостающие приставку или суффикс.
Ракет-..., сапож..., ...-водник, -...ход, ...-школьный.

Образовать как можно больше слов от основ. Земл-я (землянка, земляника, земляк, подземный и т.п.). Вод-а (водный, подводный, водник, водяной и др.). Ход-ить (поход, приход, выходить, походный и др.).

Образовать от глаголов имена существительные с отвлеченным значением.
Орошать - орошение; хранить - ...; выполнять - ...; ходить - ...; купить - ...; наблюдать -...
Образовать от прилагательных имена существительные с отвлеченным значением.
Голубой - голубизна; грустный - ...; простой - ...; добрый - ...; внимательный -...

От глаголов строить, лепить, двигаться образовать два однокоренных слова: одно при помощи приставки, второе - при помощи суффикса.
Формирование словообразовательных процессовИз данных слов выделить родственные (однокоренные).Стул, стол, лыжи, подоконник, ложка, стульчик, окно, настольный, лыжник.К существительным

Слайд 4Исправление нарушений построения фразы
В предложениях слово подняться заменить словами, близкими по

значению.
Учитель вошел в класс, и ученики поднялись со своих мест. 2. Больной чувствовал себя хуже. У него поднялась температура. 3. Вова так начал свое сочинение: «Было тихое морозное утро. Солнце поднялось над горизонтом. Вчера вечером поднялся сильный ветер, а к утру он стих...» (Слова для справок: начался, встали, повысилось, взошло).

Вставить пропущенные слова (слова-синонимы даются к каждому предложению).
1.Под ударом громадной волны пароход заметно ... набок (наклонился, нагнулся, накренился). 2. Охотники в высоких сапогах очень устали и еле-еле ... по болоту (шагали, тащились, носились). 3. От сильного мороза пальцы мальчика ..., и он не мог развязать крепкий узел (остолбенели, оцепенели, окоченели).

Вставить пропущенные слова (к каждой паре предложений дается два синонима, в данном случае однокоренных).
В лесу стояли ... (высокий - высотный) столетние сосны. В нашем городе много ... (высоких - высотных) зданий. К нам подошел ... (соседний - соседский) мальчик. Мой друг живет в ... (соседнем - соседском) доме.

Подобрать синонимы к слову длинный и вставить их в предложения.
Приближается к концу ... зимняя ночь. 2. Этот ... путь велосипедист проделал за четыре часа. 3. Осень в этом году была особенно ... 4. После ... болезни ребенок стал понемножку поправляться.

Расположить слова по степени нарастания признака (действия).
Образец. 1. грусть. 2. скорбь. 3. печаль. 4. тоска
Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный.
Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться.
Принесся, пришел, приплелся, примчался.

Из данных предложений составить два высказывания, соединяя между собой два-три предложения.
В саду наливались яблоки. - Ребятишки бродили по всему саду. - И от каждого сорта брали пробу. - Они весело поглядывали из-под темных листьев - и красные, и светло-желтые, и коричневые. - Они собирали яблоки одного сорта в одну кучу.



Исправление нарушений построения фразыВ предложениях слово подняться заменить словами, близкими по значению.Учитель вошел в класс, и ученики

Слайд 5Из текста выбрать те предложения, которые можно соединить между собой по

смыслу.
Взошла луна, и стало тихо. На трибуну поднялись руководители нашего города. Герасим взял собачонку и принес ее домой. Луна зашла за облако, все вокруг потемнело. Демонстрация вышла на площадь. В зале стояли брусья и висели канаты. Разведчики осторожно вышли из леса. Он положил щенка на подстилку и прикрыл его армяком. Затем состоялся митинг.

Продолжить высказывание 2-3 предложениями.
На лыжной прогулке. - Был чудесный зимний день...
В разведке. - Три разведчика незаметно пробрались в деревню...
Интересный день. - В прошлом году летом мы ездили...

Восстановить в тексте пропущенные слова-связки (варианты: а) выбрать из данного ряда, б) ориентируясь только на контекст).
Отец собирался ловить рыбу. ... чинил сети, замазывал дырки в лодке смолой. Марина помогала ..., и отец взял ... с собой в море. ... сидела на сетях и смотрела вниз, в воду.

Восстановить в тексте пропущенные предложения (варианты: даётся текст и предложение - найти его место в тексте; дается текст и место пропуска - придумать предложение, ориентируясь на контекст).
В полярном море, среди торосов и плавучих льдин, живет самый большой медведь на земле - белый. Белый медведь - настоящий хозяин Арктики, самый сильный в Арктике зверь. Он неутомимый ходок и неутомимый пловец. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв черный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу. (Пропущенное предложение: И очень хитрый охотник.)

Установить в тексте лишнее (не подходящее по смыслу) предложение.
Давно это было - лет восемьсот-девятьсот назад. Воины тогда были вооружены мечами и пиками, одевались в железные латы. На головах они носили шлемы, лица их закрывали специальные маски или пластинки-забрала. И даже лошади многих воинов были одеты в металлические латы. И вдруг послышалось ржание лошадей и крики воинов. Назывались эти воины рыцарями.

Преобразовать текст, устранив повторяющиеся слова
Вова запел песню первым. Вова пел тоненьким голосом. Вова пел старательно. Вова четко выделял окончания слов. Ребятам приятно было слушать пение Вовы.
Из текста выбрать те предложения, которые можно соединить между собой по смыслу.Взошла луна, и стало тихо. На

Слайд 6Коррекция нарушений понимания грамматических конструкций
Найти предложения с обратным порядком слов.
На море

синее вечерний пал туман. 2) Дикие гуси летели на юг. 3) Бежит, бежит тропинка полевая. Над ней лиловый вьется мотылек. 4. Ночь медленно течёт без звезд, без звуков, без движенья.

Заменить выделенные в предложениях предлоги (данными в списке) так, чтобы не изменился смысл предложений (где требуется - изменить падеж).
1) У дороги рос развесистый дуб. 2) В месте слияния двух ручьев был построен мостик. 3) Мы встретились при входе в парк. 4) Столовая стояла при дороге. 5) Стол поставили к стене.
Слова для справок: в, на, около, при, возле.

Составить предложения из слов: «река, широкий, путешественники, к, вышли». Продолжить высказывание, придумав еще два-три предложения.

Выяснить, в каком высказывании порядок слов правильный.
Однажды командир отправился в разведку. Ехали верхом он и четверо бойцов. А позади, на тачанке, вместе с бойцом ехал его сын.
Однажды командир отправился в разведку. Ехали верхом он и четверо бойцов. Вместе с бойцом ехал его сын позади, на тачанке.
Однажды командир отправился в разведку. Он и четверо бойцов ехали верхом. А позади, на тачанке, вместе с бойцом ехал его сын.

Указать предложения, в которых есть ошибки в порядке слов. Исправить эти ошибки.
Нашей школы в стороне не остались ребята от хороших дел. В апреле они провели субботник. Ребята землю перекопали старших классов в саду. Двор убрали младшие школьники. Хорошо потру­дились ученики нашей школы.

Исправить текст с двусмысленным употреблением личных местоимений.
В чаще леса охотник увидел медведя. Когда медведь приблизился, он убил его.
Коррекция нарушений понимания грамматических конструкцийНайти предложения с обратным порядком слов.На море синее вечерний пал туман. 2) Дикие

Слайд 7Формирование связной речи
Проанализируйте отрывки из научно-популярного произведения. Вставьте пропущенные слова. Для

этого необходимо понять основную цель (задачу) высказывания, определить, на какой вопрос отвечают авторы текста.
Речевое общение всегда подчиняется определённым целям. Мы говорим для того, чтобы … что-нибудь собеседнику, … его о чём-нибудь, … то, что нам неясно, … или … разговор, … наше отношение к тому, что мы говорим, или к собеседнику.
Слова для справок: сообщить, попросить, выяснить, начать, прервать, показать

Постройте из данных предложений текст. Найдите предложение, которое начинает раскрывать единую тему текста (зачин), затем все остальные предложения, стремясь доказать основной тезис, заключённый в содержании первого предложения (средняя часть). У данного высказывания нет третьей части (концовки). Составьте её, учитывая общее содержание и особенности построения высказывания.
Он бывает разный. 2) Летний дождь... 3) А иной раз начинается почти незаметно и идёт долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов. 4) Иногда хлещет как из ведра, обрушится на землю сплошным потоком, закачает деревья, прибьёт к земле траву, заставит низко пригнуться ветки кустарника.

Подберите из художественной, публицистической или научной литературы тексты, соответствующие данным схемам:
Каков предмет? (Кто он такой? Что это такое? Каков он? Каким я его вижу, представляю?)
Каково состояние природы? (Когда это бывает? Как это бывает? Как это проявляется?)
Что делали? Что и как произошло? (С чего всё началось? Как развивались события? Самый острый, интересный, опасный, весёлый момент в развитии событий, действий. Чем всё закончилось?)
Почему? (тезис – утверждение или отрицание чего-либо. Доказательства, аргументация: а), б), в)… вывод).
Как поступить, как быть? (описание ситуации, которая привела к размышлению, необходимости искать ответ на поставленные вопросы. Описание вариантов ответов на поставленные вопросы. Вывод).

Проанализируйте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Вставьте пропущенные слова, соответствующие характеру текста, его жанровым и стилистическим особенностям.
Перед ним стояла не одна губернаторша: она держала под руку … шестнадцатилетнюю девушку, … блондинку с … и … чертами лица, … подбородком, с очаровательно округлившимся овалом лица, какое художник взял бы в образец для мадонны и какое только редким случаем попадается на Руси…
Слова для справок : молоденькую, свеженькую, тоненькими, стройными, остреньким.

Формирование связной речиПроанализируйте отрывки из научно-популярного произведения. Вставьте пропущенные слова. Для этого необходимо понять основную цель (задачу)

Слайд 8Перед вами отрывок из сочинения ученика. Развивается ли мысль, выраженная в

начале абзаца, в основной части? Исправьте текст двумя способами:
придумав продолжение данного начала;
придумав начало, соответствующее содержанию основной части.
Наш сад красивый. Слева от сада тёмный старый колодец. За ним плещется и журчит весёлая речка. На крутом её берегу поставили памятник героям Великой Отечественной войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок.

Подчеркните в тексте определяемые слова и подберите определения.
Над городом прогрохотала, как праздничный салют, (бурная, оглушительная) весенняя гроза. И хлынул (проливной, сильный) дождь. По центральной улице, затопив ее проезжую часть, стремительно несся (шумный, бешеный) поток. Весь транспорт остановился. И только мальчишки в (радостном, беззаботном) озорстве, приплясывая от удовольствия, хлюпают (босыми, загорелыми) ногами в этой (пенистой, неожиданной) реке.

Выберите из группы синонимов слова, дающие возможность наиболее точно и выразительно нарисовать нужную картину. Найдите в тексте обособленные обстоятельства, объясните расстановку знаков препинания.
Уля, (взявшись, схватившись, уцепившись) одной рукой за край брички, а другой за какой-то тяжелый чувал, (собрала, напрягла, сосредоточила) все силы, чтобы не выпасть. Громадные кони, (обезумев, испугавшись), (бежали, скакали, рвались) по вытоптанному хлебу среди людей и подвод, (вздымаясь, поднимаясь на дыбы), храпя и брызгая пеной.

Определите основную мысль высказывания. Вставьте в текст эпитеты и сравнения. Подчеркните в тексте определения, укажите, чем они выражены. Объясните расстановку знаков препинания.
Тропинка.
...дождик поливает ее. ... орешник, осыпая ... листья, наклонился над ней и согнулся, как бы пытаясь защитить ее от ... капель. Мокрые листья, как ..., устилают всё вокруг. Никого не встретишь здесь в эту ... пору. Родник заброшен. Вода, такая ... и ... летом, помутнела. Я пришла сюда навестить тропинку, мою ... знакомую. Бежит вдаль моя тропинка, ... как ... и зовет меня с собой. (Слабым учащимся можно предложить карточки с вариантами ответа).
Перед вами отрывок из сочинения ученика. Развивается ли мысль, выраженная в начале абзаца, в основной части? Исправьте

Слайд 9
Они побеждают бурю, не боятся урагана.






Применение графических схем при работе над

рассуждением

Хорошо быть моряком! Это самая лучшая профессия.

Моряки всюду бывают, видят разные страны, разных людей. А это очень интересно.

Я читал много книг о море, и мне нравится, что моряки ни перед какой опасностью не отступают.

Во время Великой Отечествен-ной войны матросы-черноморцы били фашистов не только на море, но и на берегу, в Севастополе.

Когда я вырасту, я стану матросом. Буду ходить на разных кораблях по тёмно-голубым волнам океана.

Иллюстрация II-1

Иллюстрация II-2

Доказательство II

Доказательство I

Тезис

Иллюстрация I-1

Вывод

Они побеждают бурю, не боятся урагана.Применение графических схем при работе над рассуждениемХорошо быть моряком! Это самая лучшая

Слайд 10Автор работы Подоплелова Наталья Сергеевна учитель русского языка и литературы филиала КОГОБУ

ВСШ г. Котельнича в п. Северный Опаринского района
Автор работы  Подоплелова Наталья Сергеевна  учитель русского языка и литературы филиала КОГОБУ ВСШ г. Котельнича

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть