Слайд 1Работа над сочинением-рассуждением
в
11 классе при подготове
к ЕГЭ
Подготовила учитель русского языка и литературы
Беликова Ирина Александровна
г. Северск
Слайд 2Лингвистический анализ текста;
Речеведческий анализ текста;
Творческие упражнения по развитию языкового чутья;
Изложения, сочинения.
Формы
работы
Слайд 3Вопросы при работе с текстом:
Какова центральная проблема, поставленная автором текста?
Какой вариант
заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?
Какое высказывание верно отражает позицию автора?
В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?
В каком предложении содержится характеристика героя?
Что остаётся за пределами внимания автора текста?
Как можно толковать предложение №…?
Слайд 4Карточка-тренажёр
Фамилия, имя
Тема -
Идея -
Проблема -
Проблематика -
Сюжет -
Позиция -
Комментарий -
Комментирование -
Аргумент
-
Корректность -
Этика -
Композиция -
Афоризм -
Тезис -
Слайд 5
ТЕМА
ПРОБЛЕМА
Война
Музей
Природа
Роль книги
Честь и достоинство
Человек, любящий свою Родину
Спор, дискуссия
Язык
Проблема
нравственного воспитания
Проблема потребительского отношения к природе
Проблема патриотизма
Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема экологии языка
Экологическая проблема
Проблема общения
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения духовного наследия
Проблема бережного отношения к языку
Проблема мужества
Проблема сохранения человеческого достоинства в экстремальной обстановке
Проблема этики. Хороших манер
Слайд 7памятка
К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, нравственная и т.
п.)
Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т. п.?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
К каким выводам автор приводит читателя?
Слайд 8Прочитайте текст
(1)Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела
– это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4)Ибо никто не сделает за тебя того, что должен делать ты сам.
(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно.
(6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах.
(7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.
(8) Работа имеет высший смысл – это по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни.(9) Это и путь самоусовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду.
Слайд 9Ответьте на вопросы:
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Труд
есть основа осмысленной жизни человека.
Б) Труд есть основа величия человека.
В) Труд есть основа богатства человека.
Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.
2. Как вы понимаете выражение гость за чужим столом?
3. Какое высказывание вы бы подобрали в качестве эпиграфа к этому тексту?
А)не работа сушит , а забота.
Б) Без дела жить – только небо коптить.
В) Всех работ не переработаешь.
Г) трутни горазды на плутни.
4. Определите проблематику этого текста. Выделите главную проблему. (Для её формулировки используйте опорную карточку.)
5. Используя вопросы памятки (см. выше), прокомментируйте проблему текста.
Слайд 10Опорная карточка
Проблема может быть сформулирована:
В виде риторического вопроса: Как жить без
любимого дела? Что мы будем делать без школы? Найти своё место в жизни, понять себя и самоутвердится… Как же этого добиться? Я думаю, над этими вопросами задумывался каждый человек.
В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Отсутствие дела – проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.
Слайд 11Особенности выражения авторской позиции
Позиция автора может быть выражена как прямо, так
и косвенно;
Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи;
В текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.
Слайд 12Прочитайте текст А. Гербер
(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2)
Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину .(4) Но ведь есть и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме6 если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.
(7) В жизни не всё совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.
Слайд 13Ответьте на вопросы:
Какова тема этого текста?
Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную
проблему.
Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию. Определите способ выражения позиции автора. Попытайтесь её сформулировать.
Слайд 14Упражнения по отработке аргументации мнения ученика
1. Продолжите рассуждение, предложив аргумент,
основанный на жизненном опыте или на читательском опыте:
а) Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая спасёт мир…
б) Люди существуют друг для друга.
2. Опираясь на свой читательский опыт, подберите аргументы к следующим тезисам:
а) Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством. (Белинский)
б) Смехом исправляют нравы. (Бальзак).
в) Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин).
г) Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон).
д)Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в её краях. (Конфуций).
е) Ближе всего к великому стоит честность.(Гюго).
Слайд 15Упражнения по отработке аргументации мнения ученика
3. Прочитайте рассуждения Д. С. Лихачёва
о свойствах доброты. В данном тексте определите тезис, аргументы и вывод. Сформулируйте своё отношение к данной проблеме. Попытайтесь аргументировать своё мнение.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
Слайд 21Афоризмы, изречения, крылатые слова
Слайд 22Афоризмы, изречения, крылатые слова
Слайд 23Афоризмы, изречения, крылатые слова