Презентация, доклад на тему Работа над сочинением-рассуждением в 11 классе при подготове к ЕГЭ

Содержание

Лингвистический анализ текста;Речеведческий анализ текста;Творческие упражнения по развитию языкового чутья;Изложения, сочинения.Формы работы

Слайд 1Работа над сочинением-рассуждением в 11 классе при подготове

к ЕГЭ

Подготовила учитель русского языка и литературы
Беликова Ирина Александровна
г. Северск


Работа над сочинением-рассуждением      в  11 классе при подготове к ЕГЭПодготовила учитель

Слайд 2Лингвистический анализ текста;
Речеведческий анализ текста;
Творческие упражнения по развитию языкового чутья;
Изложения, сочинения.
Формы

работы
Лингвистический анализ текста;Речеведческий анализ текста;Творческие упражнения по развитию языкового чутья;Изложения, сочинения.Формы работы

Слайд 3Вопросы при работе с текстом:
Какова центральная проблема, поставленная автором текста?
Какой вариант

заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?
Какое высказывание верно отражает позицию автора?
В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?
В каком предложении содержится характеристика героя?
Что остаётся за пределами внимания автора текста?
Как можно толковать предложение №…?


Вопросы при работе с текстом:Какова центральная проблема, поставленная автором текста?Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль

Слайд 4Карточка-тренажёр
Фамилия, имя
Тема -
Идея -
Проблема -
Проблематика -
Сюжет -
Позиция -
Комментарий -
Комментирование -
Аргумент

-
Корректность -
Этика -
Композиция -
Афоризм -
Тезис -



Карточка-тренажёрФамилия, имяТема -Идея -Проблема -Проблематика -Сюжет - Позиция -Комментарий -Комментирование -Аргумент -Корректность -Этика -Композиция -Афоризм -Тезис -

Слайд 5
ТЕМА
ПРОБЛЕМА
Война
Музей
Природа
Роль книги
Честь и достоинство
Человек, любящий свою Родину
Спор, дискуссия
Язык
Проблема

нравственного воспитания
Проблема потребительского отношения к природе
Проблема патриотизма
Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема экологии языка
Экологическая проблема
Проблема общения
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения духовного наследия
Проблема бережного отношения к языку
Проблема мужества
Проблема сохранения человеческого достоинства в экстремальной обстановке
Проблема этики. Хороших манер


ТЕМА ПРОБЛЕМА ВойнаМузейПриродаРоль книгиЧесть и достоинствоЧеловек, любящий свою РодинуСпор, дискуссияЯзык Проблема нравственного воспитанияПроблема потребительского отношения к природеПроблема

Слайд 7памятка
К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, нравственная и т.

п.)
Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т. п.?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
К каким выводам автор приводит читателя?
памяткаК какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, нравственная и т. п.)Актуальна эта проблема в наши дни?

Слайд 8Прочитайте текст
(1)Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела

– это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4)Ибо никто не сделает за тебя того, что должен делать ты сам.
(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно.
(6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах.
(7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.
(8) Работа имеет высший смысл – это по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни.(9) Это и путь самоусовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду.
Прочитайте текст	(1)Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. (3) Путь

Слайд 9Ответьте на вопросы:
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Труд

есть основа осмысленной жизни человека.
Б) Труд есть основа величия человека.
В) Труд есть основа богатства человека.
Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.
2. Как вы понимаете выражение гость за чужим столом?
3. Какое высказывание вы бы подобрали в качестве эпиграфа к этому тексту?
А)не работа сушит , а забота.
Б) Без дела жить – только небо коптить.
В) Всех работ не переработаешь.
Г) трутни горазды на плутни.
4. Определите проблематику этого текста. Выделите главную проблему. (Для её формулировки используйте опорную карточку.)
5. Используя вопросы памятки (см. выше), прокомментируйте проблему текста.





Ответьте на вопросы:1.  Какое утверждение не соответствует содержанию текста?	А) Труд есть основа осмысленной жизни человека.	Б) Труд

Слайд 10Опорная карточка
Проблема может быть сформулирована:

В виде риторического вопроса: Как жить без

любимого дела? Что мы будем делать без школы? Найти своё место в жизни, понять себя и самоутвердится… Как же этого добиться? Я думаю, над этими вопросами задумывался каждый человек.

В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Отсутствие дела – проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.
Опорная карточкаПроблема может быть сформулирована:В виде риторического вопроса: Как жить без любимого дела? Что мы будем делать

Слайд 11Особенности выражения авторской позиции
Позиция автора может быть выражена как прямо, так

и косвенно;
Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи;
В текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.
Особенности выражения авторской позицииПозиция автора может быть выражена как прямо, так и косвенно;Способ выражения позиции автора зависит

Слайд 12Прочитайте текст А. Гербер
(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2)

Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину .(4) Но ведь есть и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме6 если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.
(7) В жизни не всё совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.
Прочитайте текст А. Гербер	(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы её не понимаем, а поэтому

Слайд 13Ответьте на вопросы:
Какова тема этого текста?
Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную

проблему.
Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию. Определите способ выражения позиции автора. Попытайтесь её сформулировать.
Ответьте на вопросы:Какова тема этого текста?Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную проблему.Найдите в тексте ключевые слова, помогающие

Слайд 14Упражнения по отработке аргументации мнения ученика
1. Продолжите рассуждение, предложив аргумент,

основанный на жизненном опыте или на читательском опыте:
а) Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая спасёт мир…
б) Люди существуют друг для друга.
2. Опираясь на свой читательский опыт, подберите аргументы к следующим тезисам:
а) Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством. (Белинский)
б) Смехом исправляют нравы. (Бальзак).
в) Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин).
г) Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон).
д)Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в её краях. (Конфуций).
е) Ближе всего к великому стоит честность.(Гюго).

Упражнения по отработке аргументации мнения ученика1.  Продолжите рассуждение, предложив аргумент, основанный на жизненном опыте или на

Слайд 15Упражнения по отработке аргументации мнения ученика
3. Прочитайте рассуждения Д. С. Лихачёва

о свойствах доброты. В данном тексте определите тезис, аргументы и вывод. Сформулируйте своё отношение к данной проблеме. Попытайтесь аргументировать своё мнение.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
Упражнения по отработке аргументации мнения ученика	3. Прочитайте рассуждения Д. С. Лихачёва о свойствах доброты. В данном тексте

Слайд 16Банк аргументов

Банк аргументов

Слайд 17Банк аргументов

Банк аргументов

Слайд 18Банк аргументов

Банк аргументов

Слайд 19Банк аргументов

Банк аргументов

Слайд 20Банк аргументов

Банк аргументов

Слайд 21Афоризмы, изречения, крылатые слова

Афоризмы, изречения, крылатые слова

Слайд 22Афоризмы, изречения, крылатые слова

Афоризмы, изречения, крылатые слова

Слайд 23Афоризмы, изречения, крылатые слова

Афоризмы, изречения, крылатые слова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть