Слайд 1Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки студентов к ГИА
Октябрьский филиал
КГБ ПОУ « УАПК» кабинет русского языка и литературы
Преподаватель Копылова Н.А.
Апрель 2019 г село Покровка
«ОСЛОЖНЕННОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Повторение.
Слайд 2ПОВТОРЕНИЕ.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(у), обозначающие(ую) запятые(ую)
при:
1. Обособленном обстоятельстве: Но прежде,1 чем склонимся мы над старой картой, 2мизерно извлекая из нее несколько найденных названий, 3как уголья из кострища наших древних предков, 4еще раз, 5последний,6 прощальный,7 хочется взглянуть на зарю.
_____________________________________________________________________________
Впрочем, 1до этой точки,2 не заботясь о сохранении живого мира, 3человек вряд ли и доживет.
_____________________________________________________________________________
Ведь это её, 1а не вас я поливал каждый день,2 её, 3а не вас накрывал стеклянным колпаком,4 её загораживал ширмой, 5оберегая от ветра.
_____________________________________________________________________________
Слайд 32. Обособленном определении: Это была ямка, 1выложенная по краям тонкими стволиками,2
чтобы не обвалилась земля.
_____________________________________________________________________________
Так сидел он, 1дремля и покачиваясь,2 подперши голову рукой,3 отрешенный,4 казалось,5 от всего.
_____________________________________________________________________________
Мельницы, 1водяная и ветряная,2 сами по себе интересные для современного глаза,3 являются точно найденными временными акцентами. Лошадь,4 бродящая по лугу,5 тоже случайностью не является.
_____________________________________________________________________________
Сохранение природной среды, 1создающей тонкую, 2неповторимую атмосферу старинной усадьбы,3 - одна из важнейших задач, 4решаемых в музее – заповеднике «Тарханы»
_____________________________________________________________________________
Слайд 43. Однородных членах: Их вообще не должно было существовать,1 они были
чужды этому беззащитному миру трав, 2деревьев и малых,3 таких веселых птах,4 поющих нам по утрам.
_____________________________________________________________________________
Я смотрел в большой,1 тускло поблескивающий в темноте добрый лошадиный глаз, 2и трясся,3 и плакал.
_____________________________________________________________________________ Человек, 1случайно попавший в педагоги,2 всю жизнь мучивший и себя, 3и учеников,4 оказывается прекрасным бухгалтером.
_____________________________________________________________________________
Она ширится, 1стремиться вверх и вниз,2 в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро,3 освещенные электричеством,4 сверкающие мрамором чудесных зал.
_____________________________________________________________________________
Слайд 54.Обособленном приложении: Как много интересного можно узнать, 1читая очерки В.Пескова! Под
угрозой уничтожения оказалось редкое,2 уникальное животное планеты 3– амурский тигр!
__________________________________________________________________________
Слайд 65.Вводных словах и словосочетаниях: Что они,1 со своими солнечными, водяными и
песочными часами, 2измерять его как следует не умели, 3а значит,4 и не берегли. Прогресс – 5он ведь к этому сводится, 6по мнению делового человека,7 чтобы сэкономить этому деловому человеку время.
__________________________________________________________________________
Слайд 7ПОВТОРЕНИЕ
1.Замените слово «слопал» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
1 —(1)Посмотри-ка,—сказал Аким Ильич и таинственно, как фокусник, достал из кармана сырую картофелину. (2)Он подбросил картофелину, а Тузик ловко поймал её на лету и слопал прямо в кожуре.
Слайд 82.Замените слово «нахальный» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
2 (1)Тузик жалобно поднял вверх лапы, но под его мохнатой бровью светился весёлый и нахальный глаз, готовый каждую секунду подмигнуть.
3.Замените слово «немолчный» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3 (1)Гудит, дрожит, поёт, заливается над Москвой немолчный разноголосый звон всех голосистых колоколов, льётся сквозь летние рамы окон.
Слайд 94.Замените слово «чешет» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
4 (1)Дмитрий Котлеткин, мальчик лет четырнадцати, с рыжеватой щетинкой на голове, находился в пансионе на особом положении — выздоравливающего после тифа. (2)Героическое окружало Котлеткина: он еле спасся с отцом от пулемётного обстрела при переправе через Днестр при отступлении белой армии.
— (3)Мы с папкой целый день в камышах пролежали, носом в землю. (4)Нельзя двинуться. (5)А пулемёт знай себе чешет.(6)Рафа холодел, слушая его.
Слайд 105.Замените слово «грёзы» в предложении 3 стилистиче¬ски нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
5 (1)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
— (2)Ты опять заснёшь, Николенъка,—говорит маменька, — ты бы лучше шёл наверх.
— (3)Я не хочу спать, мамаша, — отвечаю ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоро¬вый детский сон смыкает веки, и через минуту я забы¬ваюсь и сплю до тех пор, пока не разбудят.
Слайд 116.Замените слово «стремглав» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
6 (1Тёма вдруг ощущает такой прилив радости, что ему хочется выкинуть что-нибудь такое, чтобы все так и ахнули. (2)Он стоит, ищет в уме чего-нибудь подходящее и ничего другого не может придумать, как, стремглав выбежав на улицу, перерезать дорогу какому-нибудь несущемуся экипажу.
Слайд 127.Замените слово «вспыхивала» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
7 (1)Тёма чувствовал жар в теле, общую слабость, болезненное желание упасть на траву, закрыть глаза и так лежать без движения. (2)Иногда вдруг вспыхивала перед его мысленным взором какая-нибудь мелочь из прошлого, которую он давно забыл. (по Н. Г. Гарину-Михайловскому)
Слайд 138.Замените слово «всамделишный» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
8 (1)На толкучке купили подарки. (2)Брату—пугач, новенький, красивый, сверкающий металлическим блеском — загляденье, прямо как всамделишный наган. (3)А сестрёнкам какие-то мягкие цветные мячики на резинке. (4)Подёргаешь резинку — и мячик подскакивает то вверх, то вниз.
Слайд 149.Замените слово «мощный» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
9 (1)На верху башни, в пустом, изогнутом окне были натянуты струны, то есть была устроена так назы¬ваемая «Эолова арфа». (2)Когда ветер пробегал по струнам этого своевольного инструмента, струны эти издавали неожиданные и странные звуки, переходившие от тихого густого рокота в беспокойные нестройные сто¬ны и мощный гул.
Слайд 1510.Замените слово «неизбежно» из предложения 5 синонимичным общеупотребительным словом. Напишите этот
синоним
10(1)Я слышал, как в последний раз, перед отъездом на строительство нового завода, отец уговаривал маму:
— (2)Неразумно оставлять объект без присмотра. (3)Это же наше детище!
— (4)Он тоже наше детище, — возразила мама, указывая на меня. — (5)Если его оставить без присмотра, то неизбежно разразится катастрофа.