Слайд 1(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография.
(2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3)<…> этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.
Слайд 21. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся
в тексте. Запишите номера этих предложений.
• Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.
• Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.
• Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.
• Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.
• В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.
Слайд 315«или»51
Комментарий: ↑
Основной в тексте является следующая информация: Диалектология связана с историей
языка и этнографией и представляет интерес для этих научных дисциплин. Современные диалектные черты объясняют происхождение звуков, отражают народные представления о мире.
Слайд 4Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ
(ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов.
1. вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.
2. к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.
3. к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям.
4. к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н.
5. в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).
Слайд 5Как правильно записать ответ: ↑
3
Комментарий: ↑
Историки языка обращаются к диалектологии, то
есть направляют внимание на данные смежной научной дисциплины.
Слайд 6
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в
постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
отключЁнный
Отрочество
шофЁр
Оптовый
новостЕй
Слайд 7оптОвый
Комментарий: ↑
Запомните: опт, о´птом, но опто´вый, например, опто´вая база, опто´вый магазин,
мелкоопто´вый магазин, опто´вые покупатели. Похожее слово: торго´вый.
Слайд 8Задание5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая, общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.
2. Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
3. С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.
4. Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами.
5. Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии.
Слайд 9изобретательской
Комментарий: ↑
изобретательская деятельность — изобретательство, деятельность изобретателя.
Слайд 10Задание 6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта
Слайд 11макарон
Комментарий: ↑
Слово макароны употребляется в форме мн. ч.
В форме Р.
п. правильно: макарон, нет макарон, много макарон, пачка макарон. Другие слова с нулевым окончанием в Р. п.: шаровар, шорт.
Слайд 12Задание 7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Слайд 13Задание 8
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите
это слово, вставив пропущенную букву
в..рховье
орнам..нт
те..ретический
к..снулся
п..норама
Слайд 14коснулся
коснулся — касался, буква а в корне кас (чередование кас //кос)
пишется, если есть суффикс а. Примеры: коснулся, прикосновение, прикоснуться — касаться, прикасался, прикасавшийся.
Слайд 15Задание 9
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и
та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..цельный, ра..кол
не..глядный, з..ходил
пр..обрёл, пр..белый
раз..скать, на..скось
пре..стать, о..бойный
Слайд 16Комментарий: ↑
Пишем в приставках на с и з: раз//рас, из//ис, без//бес,
воз//вос, вз//вс, низ//нис, через//черес, чрез//чрес согласную букву с, если корень слова начинается на глухой согласный: бесцельный, раскол, вспомнить, расходиться, бессовестный, испугаться и т. д.
Слайд 17Задание 10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква
И.
худ..нький
обур..вать
милост..вый
замш..вый
глянц..вый
Слайд 18суффикс ив бывает под ударением, ев — в безударном положении: красивый,
правдивый, но бельевой, кольцевой. Слова милостивый и юродивый — исключения.
Слайд 19Задание 11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква
Я.
пол..щая (огород)
вид..щий (насквозь)
(гуси) щипл..т (траву)
раду..щийся (гостю)
кол..щий (предмет)
Слайд 20видящий
Комментарий: ↑
Видеть — гл. 2 спр.: он видит, они видят. В
причастиях, образованных от гл. 2 спр., суффикс ащ(ящ): любящий, строящий, видящий.
Слайд 21Задание 12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите это слово.
1. Живопись И. К. Айвазовского получила признание зрителей (НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем» художнику была присуждена серебряная медаль.
2. Автор проекта понимал: реконструируя старую часть города, ему придётся принять отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ решение.
3.Поэзия А. А. Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии (НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.
4. (НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.
5. С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.
Слайд 23необыкновенно — наречие, образованное от прилагательного необыкновенный (синонимы: странно, невероятно, особенно,
очень).
Слайд 24Задание 13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.
2. Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.
3. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.
4. Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.
Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ.
Слайд 26Комментарий: ↑
Наречия сначала и затем обозначают временную последовательность. Можно подставить синонимы:
прежде и потом.
Слайд 27Задание 14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Угловые въезды на
городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми изящным позолоче(4)ым узором.
Слайд 2834любая другая последовательность этих цифр
Слайд 29Комментарий: ↑
Н: оформлены —краткое причастие, пишем с одной буквой н, кованый
— нет ни приставки, ни зависимых слов, пишем одну букву н.
НН: украшенный, позолоченный — в причастиях суффикс енн.
Слайд 30Задание 15
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2. Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3. Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
4. С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5. В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
Слайд 32Комментарий: ↑
1) Сложносочинённое предложение, запятая перед сочинительным союзом и: В 1856
году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова,/1 и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель2.
2) Одна запятая ставится в простом предложении со сложным союзом как..., так и...
Слайд 33Задание 16
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.
Слайд 35Комментарий: ↑
Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение принимавшие отблеск белого
шёлка. Запятые 3 и 4 не нужны, поскольку определение, выраженное причастным оборотом, стоит перед определяемым словом.
Слайд 36Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые.
Космическая эра началась (1) может быть (2) тогда, когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что человек способен полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу её полёта (3) именно (4) К. Э. Циолковский.
Слайд 38Комментарий: ↑
Запятые 1 и 2 выделяют вводное сочетание может быть. Запятые
3 и 4 не нужны, поскольку слово именно вводным не является, это уточняющая частица.
Слайд 39Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3)насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
Слайд 41Комментарий: ↑
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, находящимся внутри главной части. Запятые
1 и 4 разделяют части предложения: Государственная Третьяковская галерея,/1 коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений, /2 отражает развитие русского искусства начиная с XI века1. Запятые 2 и 3 не нужны: союзное слово который не выделяется.
Слайд 42Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
Слайд 431234любая другая последовательность этих цифр
Слайд 44Комментарий: ↑
Длинной змеёй раскинулся полк,/1 и/2 когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок,/3 видно
было,/2 как поблёскивало оружие4. Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной синтаксическими связями. Запятые разделяют части сложного предложения.
Слайд 45Задание 22
Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Слайд 46(44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе
за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.
Слайд 48Задание 23
Среди предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим с
помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Слайд 49(34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он
боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
Слайд 5037
Комментарий: ↑
личное местоимение: он, повтор: бывало страшно.
Слайд 51Задание 24
«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни,
неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
Список терминов:
1) книжная лексика
2) эпитет
3) противопоставление
4) разговорная лексика
5) анафора
6) олицетворение
7) вводное слово
8) синонимы
9) сравнительный оборот
Слайд 53Комментарий: ↑
А3: противопоставляются состояния (не страшился — побоялся), сфера, в которой
они проявляются (поле битвы — слово в пользу справедливости); состояния (не боится — боится), действия (свернуть себе шею — сказать).
Б5: анафора, то есть повторение одного и того же элемента в начале высказываний или их частей (он).
В9: сравнительные обороты, вводимые союзом как.
Д2: головокружительный и коварный — это эпитеты.