Презентация, доклад на тему Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Содержание

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.• Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение

Слайд 1(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография.

(2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3)<…> этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.
(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным

Слайд 21. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся

в тексте. Запишите номера этих предложений.
• Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.
• Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.
• Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.
• Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.
• В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.•

Слайд 315«или»51

Комментарий: ↑

Основной в тексте является следующая информация: Диалектология связана с историей

языка и этнографией и представляет интерес для этих научных дисциплин. Современные диалектные черты объясняют происхождение звуков, отражают народные представления о мире.
15«или»51Комментарий: ↑Основной в тексте является следующая информация: Диалектология связана с историей языка и этнографией и представляет интерес

Слайд 4Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ

(ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов.
1. вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.
2. к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.
3. к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям.
4. к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н.
5. в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).
Задание 3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это

Слайд 5Как правильно записать ответ: ↑

3
Комментарий: ↑

Историки языка обращаются к диалектологии, то

есть направляют внимание на данные смежной научной дисциплины.
Как правильно записать ответ: ↑3Комментарий: ↑Историки языка обращаются к диалектологии, то есть направляют внимание на данные смежной

Слайд 6
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в

постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
отключЁнный
Отрочество
шофЁр
Оптовый
новостЕй
Задание 4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая

Слайд 7оптОвый
Комментарий: ↑

Запомните: опт, о´птом, но опто´вый, например, опто´вая база, опто´вый магазин,

мелкоопто´вый магазин, опто´вые покупатели. Похожее слово: торго´вый.
оптОвыйКомментарий: ↑Запомните: опт, о´птом, но опто´вый, например, опто´вая база, опто´вый магазин, мелкоопто´вый магазин, опто´вые покупатели. Похожее слово:

Слайд 8Задание5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте

лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая, общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.
2. Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
3. С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.
4. Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами.
5. Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии.
Задание5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову

Слайд 9изобретательской
Комментарий: ↑

изобретательская деятельность — изобретательство, деятельность изобретателя.

изобретательскойКомментарий: ↑изобретательская деятельность — изобретательство, деятельность изобретателя.

Слайд 10Задание 6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании

формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта
Задание 6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите

Слайд 11макарон
Комментарий: ↑

Слово макароны употребляется в форме мн. ч.
В форме Р.

п. правильно: макарон, нет макарон, много макарон, пачка макарон. Другие слова с нулевым окончанием в Р. п.: шаровар, шорт.
макаронКомментарий: ↑Слово макароны употребляется в форме мн. ч. В форме Р. п. правильно: макарон, нет макарон, много

Слайд 12Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они

допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 7Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца

Слайд 13Задание 8
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите

это слово, вставив пропущенную букву

в..рховье
орнам..нт
те..ретический
к..снулся
п..норама

Задание 8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную буквув..рховьеорнам..нтте..ретическийк..снулсяп..норама

Слайд 14коснулся
коснулся — касался, буква а в корне кас (чередование кас //кос)

пишется, если есть суффикс а. Примеры: коснулся, прикосновение, прикоснуться — касаться, прикасался, прикасавшийся.
коснулсякоснулся — касался, буква а в корне кас (чередование кас //кос) пишется, если есть суффикс а. Примеры:

Слайд 15Задание 9
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и

та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..цельный, ра..кол
не..глядный, з..ходил
пр..обрёл, пр..белый
раз..скать, на..скось
пре..стать, о..бойный

Задание 9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова,

Слайд 16Комментарий: ↑

Пишем в приставках на с и з: раз//рас, из//ис, без//бес,

воз//вос, вз//вс, низ//нис, через//черес, чрез//чрес согласную букву с, если корень слова начинается на глухой согласный: бесцельный, раскол, вспомнить, расходиться, бессовестный, испугаться и т. д.
Комментарий: ↑Пишем в приставках на с и з: раз//рас, из//ис, без//бес, воз//вос, вз//вс, низ//нис, через//черес, чрез//чрес согласную

Слайд 17Задание 10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква

И.

худ..нький
обур..вать
милост..вый
замш..вый
глянц..вый

Задание 10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.худ..нькийобур..ватьмилост..выйзамш..выйглянц..вый

Слайд 18суффикс ив бывает под ударением, ев — в безударном положении: красивый,

правдивый, но бельевой, кольцевой. Слова милостивый и юродивый — исключения.
суффикс ив бывает под ударением, ев — в безударном положении: красивый, правдивый, но бельевой, кольцевой. Слова милостивый

Слайд 19Задание 11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква

Я.

пол..щая (огород)
вид..щий (насквозь)
(гуси) щипл..т (траву)
раду..щийся (гостю)
кол..щий (предмет)

Задание 11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.пол..щая (огород)вид..щий (насквозь)(гуси) щипл..т (траву)раду..щийся (гостю)кол..щий

Слайд 20видящий
Комментарий: ↑

Видеть — гл. 2 спр.: он видит, они видят. В

причастиях, образованных от гл. 2 спр., суффикс ащ(ящ): любящий, строящий, видящий.
видящийКомментарий: ↑Видеть — гл. 2 спр.: он видит, они видят. В причастиях, образованных от гл. 2 спр.,

Слайд 21Задание 12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте

скобки и выпишите это слово.
1. Живопись И. К. Айвазовского получила признание зрителей (НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем» художнику была присуждена серебряная медаль.
2. Автор проекта понимал: реконструируя старую часть города, ему придётся принять отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ решение.
3.Поэзия А. А. Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии (НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.
4. (НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.
5. С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.
Задание 12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.1. Живопись

Слайд 22необыкновенно

необыкновенно

Слайд 23необыкновенно — наречие, образованное от прилагательного необыкновенный (синонимы: странно, невероятно, особенно,

очень).
необыкновенно — наречие, образованное от прилагательного необыкновенный (синонимы: странно, невероятно, особенно, очень).

Слайд 24Задание 13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.
2. Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.
3. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.
4. Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.
Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ.
Задание 13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два

Слайд 25сначалазатемзатемсначала

сначалазатемзатемсначала

Слайд 26Комментарий: ↑

Наречия сначала и затем обозначают временную последовательность. Можно подставить синонимы:

прежде и потом.
Комментарий: ↑Наречия сначала и затем обозначают временную последовательность. Можно подставить синонимы: прежде и потом.

Слайд 27Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Угловые въезды на

городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми изящным позолоче(4)ым узором.
Задание 14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и

Слайд 2834любая другая последовательность этих цифр

34любая другая последовательность этих цифр

Слайд 29Комментарий: ↑

Н: оформлены —краткое причастие, пишем с одной буквой н, кованый

— нет ни приставки, ни зависимых слов, пишем одну букву н.

НН: украшенный, позолоченный — в причастиях суффикс енн.
Комментарий: ↑Н: оформлены —краткое причастие, пишем с одной буквой н, кованый — нет ни приставки, ни зависимых

Слайд 30Задание 15
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить

ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2. Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3. Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
4. С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5. В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
Задание 15Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.1.

Слайд 32Комментарий: ↑

1) Сложносочинённое предложение, запятая перед сочинительным союзом и: В 1856

году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова,/1 и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель2.

2) Одна запятая ставится в простом предложении со сложным союзом как..., так и...
Комментарий: ↑1) Сложносочинённое предложение, запятая перед сочинительным союзом и: В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло

Слайд 33Задание 16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.
Задание 16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.В лучах солнца

Слайд 35Комментарий: ↑

Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение принимавшие отблеск белого

шёлка. Запятые 3 и 4 не нужны, поскольку определение, выраженное причастным оборотом, стоит перед определяемым словом.
Комментарий: ↑Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение принимавшие отблеск белого шёлка. Запятые 3 и 4 не

Слайд 36Задание 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые.

Космическая эра началась (1) может быть (2) тогда, когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что человек способен полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу её полёта (3) именно (4) К. Э. Циолковский.
Задание 17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.Космическая эра началась

Слайд 38Комментарий: ↑

Запятые 1 и 2 выделяют вводное сочетание может быть. Запятые

3 и 4 не нужны, поскольку слово именно вводным не является, это уточняющая частица.
Комментарий: ↑Запятые 1 и 2 выделяют вводное сочетание может быть. Запятые 3 и 4 не нужны, поскольку

Слайд 39Задание 18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3)насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
Задание 18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Государственная Третьяковская галерея

Слайд 41Комментарий: ↑

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, находящимся внутри главной части. Запятые

1 и 4 разделяют части предложения: Государственная Третьяковская галерея,/1 коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений, /2 отражает развитие русского искусства начиная с XI века1. Запятые 2 и 3 не нужны: союзное слово который не выделяется.
Комментарий: ↑Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, находящимся внутри главной части. Запятые 1 и 4 разделяют части предложения:

Слайд 42Задание 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
Задание 19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Длинной змеёй раскинулся

Слайд 431234любая другая последовательность этих цифр

1234любая другая последовательность этих цифр

Слайд 44Комментарий: ↑
Длинной змеёй раскинулся полк,/1 и/2 когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок,/3 видно

было,/2 как поблёскивало оружие4. Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной синтаксическими связями. Запятые разделяют части сложного предложения.
Комментарий: ↑Длинной змеёй раскинулся полк,/1 и/2 когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок,/3 видно было,/2 как поблёскивало оружие4. Это сложное предложение

Слайд 45Задание 22

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 22Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Слайд 46(44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе

за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.
(44)Но хат, которые были бы с краю, нет.(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас.

Слайд 47плохоехорошеехорошееплохое

плохоехорошеехорошееплохое

Слайд 48Задание 23

Среди предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим с

помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Задание 23Среди предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора.

Слайд 49(34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он

боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?(36)Я слышала, как очень

Слайд 5037
Комментарий: ↑

личное местоимение: он, повтор: бывало страшно.

37Комментарий: ↑личное местоимение: он, повтор: бывало страшно.

Слайд 51Задание 24
«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни,

неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

Список терминов:
1) книжная лексика
2) эпитет
3) противопоставление
4) разговорная лексика
5) анафора
6) олицетворение
7) вводное слово
8) синонимы
9) сравнительный оборот

Задание 24«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится

Слайд 52А Б В Г
3 5 9 2

А	Б	В	Г3	5	9	2

Слайд 53Комментарий: ↑

А3: противопоставляются состояния (не страшился — побоялся), сфера, в которой

они проявляются (поле битвы — слово в пользу справедливости); состояния (не боится — боится), действия (свернуть себе шею — сказать).

Б5: анафора, то есть повторение одного и того же элемента в начале высказываний или их частей (он).

В9: сравнительные обороты, вводимые союзом как.

Д2: головокружительный и коварный — это эпитеты.
Комментарий: ↑А3: противопоставляются состояния (не страшился — побоялся), сфера, в которой они проявляются (поле битвы — слово

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть