Слайд 1Урок русского языка в 6 классе
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАГОЛИЯ.
(Повторение изученного по
теме «Глагол» в 5 классе)
Слайд 2Продолжите строчку стихотворения:
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает –
расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …
Слайд 3- О какой части речи говорится в отрывке ?
Что
без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действия придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
В. Кондрашов.
Слайд 4 По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
По мнению учёных, самыми употребительными глаголами являются следующие: сказать, мочь, хотеть, пойти, дать, видеть, жить, иметь, смотреть, казаться, понимать, сделать. Действительно, глаголы передают движение, различные действия и состояния.
Слайд 5Тема сегодняшнего урока : «Глагол. Повторение изученного о глаголе в 5
классе».
Цели:
1) Повторим и закрепим знания о глаголе как части речи;
2) Закрепим умение определять грамматические признаки глаголов, их синтаксическую роль в предложении;
3) Закрепим умение правильно выбирать орфограммы в написании глаголов.
Слайд 6Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи…
( А. Югов.)
- Как вы понимаете высказывание русского писателя Алексея Югова о глаголе?
Слайд 7
- Я приглашаю вас в путешествие по сказочной лингвистической Стране Глаголии.
В
нашей стране Глаголии,
В нашей стране Глаголии
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Ура, страна Глаголия,
Наша страна Глаголия!
У всех кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!..
В нашей стране Глаголии,
В нашей стране Глаголии –
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В нашу Глаголию
Попасть совсем не сложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
А только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В её расположение.
Но все мы очень умные.
Мы все без исключения
Придем в страну Глаголию!
Слайд 9Город Неопределенной формы глагола.
-Как вы думаете, ребята, почему мы свой путь
начинаем в этот город?
-На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?
-Как еще называется неопределенная форма глагола?
Чтобы отправиться в путь, вы заранее распределились на три туристические группы, теперь вам нужно приобрести билеты. Билет считается купленным, если вы справитесь с заданием.
1 группа. Замените существительные глаголами неопределенной формы: беседа, помощь, дело.
2 группа. Поставьте глагол в неопределенную форму: вырос, слышим, светило.
3 группа. Заменить словосочетания по образцу, употребив н. ф. глагола: решение задачи- решать задачу.
Чтение книги, изучение правила.
Слайд 10
Города- спутники:
город Совершенного вида
город Несовершенного вида
Выборочно-распределительный диктант(Глаголы заблудились, помогите им, найти им свой город)
Журчит, запели, проснулись, приносят, зацветают, умылись, подпевают, проснулись, шумят, тает,
пробилась.
Слайд 11город Трех времен
-Вспомните, какие три времени есть у глагола? Дома у
каждой туристической группы было домашнее задание: приготовить сообщение о временах глагола. Дадим слово каждой группе.
Слайд 12Задание: найдите глаголы в тексте
и
определите их время:
Прошедшее время сказало
о том,
Как листья желтели над чистым прудом.
Видите вы в настоящем со мной,
Как ярко цветы полыхают весной.
А в будущем времени сможем узнать,
Как будем мы скоро расти и мужать.
Слайд 13А как изменяются глаголы в прош.вр., наст.вр., буд.вр.?
Найдите глаголы и определите
их грамматическое значение:
у глаголов прош. вр. -число, в ед. ч.- род.(в прош. вр. у глаголов не определяется лицо, во мн. ч. не определяется род);
у глаголов наст. вр.- лицо, число;
у глаголов буд. вр.- лицо, число.
Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь- туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
Слайд 14Занимательный город.
Составь правильно пословицу:
1)Весною день упустишь, сытым будешь зимой.
2)Посеешь в погоду-
днем не догонишь.
3)Потрудись весной- годом не вернёшь.
4)Весною часом отстанешь, больше приплоду.
Назови в них глаголы.
Магический квадрат:
Кто больше найдет глаголов в нем!
Слайд 15Город правильного произношения.
Задание: расставьте правильно ударения в словах.
Баловать, премировать, звонит, позвонишь,
позвонит, облегчит, пережила, солгала, ржаветь, черпать, создал, создала, углубить, упростить.
Вывод: нужно следить за своей речью, стараясь правильно произносить не только глаголы, но и слова других частей речи.
Слайд 16
Остановка «Весенняя»
Просыпается от яркого солнца
природа, журчат весенние ручьи,
появляются первые
цветочки, прилетают птицы.
Напишите сочинение- миниатюру на тему «Приход весны».
Опорные слова: ранняя, яркое, веселый шум, голубая лазурь, вернулись, теплые деньки, зеленый наряд, звонко поют, прилетают птицы, вьют гнезда, приход весны.
Слайд 17
Город спряжений.
Расположен на реке Личных окончаний.
Его жители- глаголы 1 и 2
спряжения и слова- исключения.
Они вам задаю вопросы:
-Что нужно сделать, чтобы узнать спряжение глагола?
-Какие глаголы относятся к 1спряжению, а какие ко 2 спряжению?
А вот их задание-цифровой диктант. Вам нужно написать не глагол, а ту цифру, к спряжению которого относится глагол.
Стоит, молчит, ждут, пойдешь, глядит, шумят, мечтает, пахнет, светят, слышит.
Слайд 18ОСТАНОВКА Большой орфографический лес.
В нем живут глаголы с пропущенными буквами. Чтобы
не заблудиться в этом лесу, нужно выписать глаголы с сушествительными, к которым эти глаголы относятся.
На краю болота току..т глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стел..т(..)ся туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Куку..т кукушка.
Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохн..т на солнце роса. Громче закуку..т кукушка. Раста..т туман над поляной.
Вот с ночного промысла тороп..т(..)ся усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушёл ловкий зверек.
-Итак, какие орфограммы мы повторили?
-Сделайте морфологический разбор выделенного глагола.
Слайд 19
Дворец Глаголов.
Мы с вами приближаемся к ДВОРЦУ ГЛАГОЛОВ, чтобы войти
в него, нужно вспомнить, что нам удалось
повторить по теме «Глагол»
на уроке?
Слайд 20Домашнее задание.
Всем- выучить правила, которые повторили по теме «Глагол».
Самым любознательным-
вспомнить
и записать пословицы
и загадки, в которых есть
глаголы . Обозначить в них орфограммы.
Остальные –составить
словарный диктант на эти орфограммы.
Слайд 21
Урока время истекло…
Я вам, ребята благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали
ударно.