Слайд 1
Публицистический стиль.
Теоретические основы анализа
текста. Практикум по анализу текста.
Слайд 2 Публицистика – литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно –
политической жизни.
Публицистический стиль – стиль, используемый в общественно – политической и литературно – критической литературе, средствах массовой информации, устных выступлениях на собраниях, митингах.
Функциональные особенности: информативная и воздействующие функции.
Цель публицистического текста: информировать читателя о событиях в стране и мире, формировать общественное мнение.
Слайд 3Стилевые черты.
Лексические:
- чередование книжных слов с экспрессивными;
- использование оценочной
лексики;
- наличие клишированных выражений, например: иметь значение, играть роль, главное событие;
- фактографичность, документализм;
- использование неологизмов, окказионализмов (собственно авторские выражения);
- использование заголовков, вводных эпизодов, тропов, цитат, элементов других стилей.
Слайд 4Морфологические:
- употребление существительных с суффиксами
(-ость, -ство, -ние), например: личность, алчность, сотрудничество;
-
слов с интернациональными суффиксами и приставками (-изм, -ист, -ция, анти-, контр-, де-), например: пацифизм, интеллигенция, антиисторический;
- слов, образованных сложением основ, например: общественно – политический, социально – экономический;
Слайд 5
Синтаксические:
- использование эллиптических конструкций;
- номинативных предложений;
- присоединительных парцеллированных конструкций;
-
сегментированных конструкций.
Слайд 6Теоретические основы анализа текста.
Тема.
Тема – 1) предмет повествования, круг жизненных явлений,
осмысляемых автором; 2) круг событий, служащих для постановки философских, социальных,
этических, идеологических проблем.
Формулировка проблемы
Проблема - сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
Слайд 7Способы формулировки проблемы.
1) Вопросно – ответная форма.
2) Предложения - тезисы.
3) Использование
лексических и синтаксических средств выразительности: лексические повторы, ключевые повторяющиеся выражения, риторические вопросы, градация.
4) Предложения - цитаты, отражающие основную мысль текста.
Слайд 8Комментарий проблемы.
Комментировать – значит пояснять, толковать, делать примечания. Комментировать проблемы можно
двумя
способами.
1) «Я иду вслед за автором» (аналитический пересказ текста).
2) «Свободный» комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.
Слайд 9Рекомендации.
Не пересказывать весь текст.
Не комментировать несформулировнную проблему.
Не увлекаться чрезмерным цитированием текста.
В этой части работы можно использовать следующие выражения и вводные конструкции: автор( писатель, публицист) заявляет; делится своим пониманием проблемы; по утверждению автора; совершенно очевидно.
Слайд 10Автор. Позиция автора.
Позиция автора – это его точка зрения.
Автор выражает
свое отношение к установкам, ценностным ориентирам героев или поставленным проблемам; раскрывает читателю свой духовный мир.
Слайд 11Аргументация своего мнения.
Аргумент – фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для
доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов.
Слайд 12Рекомендации
Соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах;
- указывайте точные даты, имена
героев произведений, исторических лиц;
- приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии;
- не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста;
Слайд 13
- не проявляйте речевую агрессию, не выказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции:
грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.
Если вы не согласны с мнением автора, можно, например, использовать следующие речевые обороты: пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том…; позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассуждает о том…
Слайд 14
Что значит быть счастливым?
Этот вопрос мы часто задаем себе.
Все мы хотим быть счастливыми.
А как стать счастливым?
У каждого человека свое представление о счастье. Один думает, что счастье в деньгах, а другой видит счастье в свободе, а третий считает, что счастье в любви.
Долгое время мне казалось, что счастье – это богатство. Ведь богатый человек может позволить себе все: и дорогой дом, и роскошные автомобили.
Но постепенно произошло переосмысление ценностей. Я много читала произведений русских классиков, которые подводили меня к размышлению над тем, что богатые люди, имея большие деньги, утрачивают духовные качества, даже теряют человеческий облик, как Плюшкин в « Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Наверное, счастье - не в богатстве. Недавно я открыла для себя философию буддизма. Все началось с того: учитель литературы рассказала о том, что буддисты считают самым страшным грехом жадность и зависть, и попросила выяснить, как буддизм трактует понятие счастья.
По древней индийской легенде в 6 веке до н.э. в Бенгалии, в маленьком княжестве Шалья, жил принц Сиддхартха. Воспитатели оберегали его от всех трудностей. Но однажды принц вышел в город, где он увидел нищего, калеку и похороны. Он узнал, что на Земле существует бедность, болезнь и смерть.
Принц создал свое собственное учение. Суть его учения состояла в следующих факторах: желание – страдание - смерть. Принц стал Буддой. В этом учении меня привлек такой вывод: человек страдает только от того, как исполняются и не исполняются его желания.
Как же это понять?
И здесь мне помогла мой учитель калмыцкого языка Надбитова Дельгер Илюмджеевна. Она побывала в Венгрии на форуме буддистов, слушала лекции Далай Ламы XIV, привезла много книг, одну из них она дала мне почитать. Это цикл лекций, прочитанный в 2001 году в городе Сан- Хаосе Его Святейшеством Далай Ламой XIV, где он рассказывает о том, как обрести жизнь, исполненную мудрости и сострадания.
Вот как раз глава первая « Стремление к внутреннему развитию» и дает ответ на вопрос « Как стать счастливым?».
Далай Лама XIV утверждает, что счастье невозможно обрести, изменяя одни лишь материальные условия существования. Человек обладает богатой духовной силой и должен ее использовать.
Что происходит в современном обществе, вокруг нас? Материальные блага на первом месте: кто-то хочет автомобиль лучше и мощнее, не спит ночами, чувствуя себя несчастным и обделенным. Кто-то мечтает об айфоне, «навороченном» компьютере, суетится, не видя красоты окружающего мира. И опять несчастен, потому что вещизм - на первом месте. Но в учении Далай Ламы прослеживается мысль, что рост духовных интересов должен обгонять интерес к вещам. Вещь сама по себе ни плохая и ни хорошая. Она никакая, и значение приобретает «в культуре в целом, в духовном мире».
Так, когда же человек станет счастливым? Только тогда, утверждает Его Святейшество Далай Лама, когда у человека будет «теплое, сострадательное сердце». Оно станет основой «для покоя ума». Значит, по- настоящему человек будет счастлив, если будет обладать такими качествами, как: сострадание, умение прощать. Тогда люди обретут внутренний покой и настоящее счастье. Счастливым человек станет только тогда, когда научится легко переносить заботы и обходиться без того, чего не хватает. У него должна быть «высшая ценность» - способность сосредотачивать все свое внимание и волю «не на недостающем, а на том, что ему дано».
Теперь счастье в моем представлении обретает вполне четкие и осязаемые формы. Счастлив тот, кто всегда стремится к духовному развитию, старается делать добро бескорыстно. Можно видеть счастье в малом : близкие люди рядом, прочитал хорошую книгу, пообщался с интересным человеком, полюбовался весенней степью, вдыхая ее аромат, - все это счастье.
«Смотри, вокруг тебя великий Свет.
Он есть, и ничего иного нет!» - гласит буддийская сутра.
Слайд 15
Вопросы и задания
1. Определите тему текста.
2. Выпишете из каждого абзаца ключевые
выражения. Как автор их комментирует? Можно воспользоваться опорным конспектом.
3. Выберете три-четыре тезиса, которые помогут определить тему авторского высказывания и сформулировать проблемы текста.
4. Какие проблемы рассматривает писатель?
5. Сформулируйте проблемы. Заполните таблицу.
6. Запишите в один абзац сформулированные проблемы (можно использовать несколько вариантов формулировки проблемы).
Слайд 16
Алгоритм написания сочинения.
Формулировка одной из проблем исходного текста
Комментарии по выбранной проблеме
Формулировка
позиции автора
Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)
Заключение
Слайд 17Типы проблем
Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает
автор.
Философские : смысл жизни, познание и самопознание, свобода и ответственность, человек и история, человек и культура.
Социальные: устройство и жизнь общества, социальная справедливость и несправедливость, создание правового государства, соблюдение прав человека, прогресс и общество.
Политические: деятельность государственной власти, полититка в жизни общества, гражданское общество, демократия, международные конфликты, разоружение, терроризм, национализм, шовинизм.
Нравственные: духовная жизнь человека, взаимоотношения людей, эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, духовность и бездуховность, честь и бесчестье, конфликт поколений.
Слайд 18- Элементы сочинения части С?
(1 абзац: Вступление.
2 абзац: Формулировка проблемы.
3 абзац:
Комментарий проблемы.
4 абзац: Авторская позиция.
5 абзац: Позиция «Я» (пишущего сочинение)
6 абзац: Аргументы (2+1)
7 абзац: Заключение.)
- Каковы этапы работы с текстом? (С чего начать?)
(1) с 4-го элемента: для чего написан текст автором – его позиция?
2) какова позиция «Я»?
3) сформулировать проблему.)
- Элементы сочинения части С?
(1 абзац: Вступление.
2 абзац: Формулировка проблемы.
3 абзац: Комментарий проблемы.
4 абзац: Авторская позиция.
5 абзац: Позиция «Я» (пишущего сочинение)
6 абзац: Аргументы (2+1)
7 абзац: Заключение.)
- Каковы этапы работы с текстом? (С чего начать?)
(1) с 4-го элемента: для чего написан текст автором – его позиция?
2) какова позиция «Я»?
3) сформулировать проблему.)