Слайд 1Публицистический стиль
Работу выполнили
Студентки
2ПОБ НАЧ КЗ 174 группы
Манаенкова Елена
Слайд 2 Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка
и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах, журналах, телевидении радио, в публичных политических выступлениях.
Слайд 3 Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое
является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.
Слайд 4 Публицистика — род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические,
экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом или социальным и нравственным идеалом.
Слайд 5Публицистика существует
в словесной (письменной и устной),
графически изобразительной (плакат, карикатура),
фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
театрально-драматургической,
словесно-музыкальной формах.
Слайд 6Функции стиля
Важнейшие функции публицистического стиля — информационная и воздействующая.
Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.
Слайд 7 Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она
выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.
Слайд 8 Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же,
выполняют и все остальные присущие языку функции:
коммуникативную,
экспрессивную,
эстетическую.
Слайд 9Характеристика публицистического стиля, текста:
проблематика сегодняшнего дня;
адресация массовому читателю;
передача информации;
разнообразие тем;
эмоциональность;
призыв к действию;
открытая авторская позиция;
логичность;
точность фактов;
образность.
Слайд 10Языковые особенности публицистического стиля
Лексические
· книжные слова (сыны отечества, отчизна);
· общественно-политическая
лексика (свобода, демократия, прогресс);
· неологизмы (биотерроризм, марсоход);
· заимствования (спикер, маркетинг);
· устойчивые обороты (иметь значение, здравый смысл);
· эпитеты (роковое стечение обстоятельств);
· сравнения (любовь к сыну, словно безумие);
· метафоры (болезнь государства);
· разговорно-просторечные выражения (точить лясы, пустить утку).
Слайд 11Морфологические
· обилие прилагательных, наречий;
· формы родительного падежа;
· глаголы прошедшего,
настоящего времени;
· причастия с суффиксами -ом-, -ем;
· употребление единственного числа в значении множественного.
Слайд 12Синтаксические особенности публицистического стиля
· обращения (друзья, граждане);
· вводные сочетания слов
(по утверждению);
· риторические вопросы, восклицания;
· неполные предложения (Дорогу – молодым!);
· изложение мыслей в форме вопроса, ответа;
· градация (страна, родина, отчизна);
· парцелляция (Нужно жить весело. Свободно.)
Слайд 13Газетные жанры:
заметка (сжатое сообщение о новом событии из жизни общества, значимом
для окружающих);
репортаж (оперативная информация с места происшествия);
интервью (беседа с каким-либо лицом в форме вопросов и ответов, предназначенная для СМИ);
статья из журнала, газеты (рассуждение, основанное на анализе фактов в их причинно-следственной взаимосвязи, включающее чётко выраженную позицию по раскрываемым проблемам).
Слайд 14Жанры художественной публицистики:
очерк (небольшой рассказ о действительном событии, человеке, явлении, отличающийся
от литературного своей достоверностью, отсутствием вымысла, включающий открытые размышления о предмете изображения);
фельетон (обличение общественных пороков, построенное на основе одного или группы близких друг другу явлений); памфлет (обличение, направленное на целую систему взглядов, идеологию, например фашизм).
Слайд 15
Ораторские жанры:
устное выступление (общение с аудиторией с целью донести до слушателя
важную информацию, доказать свою точку зрения);
доклад (развернутое рассуждение на заданную тему);
дискуссия (коллективное обсуждение сложных проблем).
Слайд 16Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг».
Ни шагу дальше! Пусть
трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле. Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.
Слайд 17Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле
Определить, реализована ли задача
информирования, воздействия.
Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
Найти языковые средства, присущие данному стилю.
Слайд 18 Цель автора ‑ рассказать о страшном испытании для советского
народа, о приближении врага к столице, побудить к решительной борьбе за свободу отчизны, вселить веру в скорую победу, завоевать которую невозможно, не отстояв Москвы. «Ни шагу назад!» ‑ такова авторская позиция, и каждое предложение подчёркивает это.
Слайд 19 Замыслу А. Н. Толстого соответствует жанр произведения – статья.
Она предназначена читателю-единомышленнику, разделяющему чувства писателя, поэтому размышление ведётся от 1 лица множественного числа (встанем, наша задача).
Слайд 20 Веру автора в непоколебимость, твёрдость духа своего народа подчёркивают
выразительно-изобразительные средства:
сравнение (встанем стеной),
олицетворение (мир внимает),
эпитеты (смертельный враг, трус),
фразеологизм (биться на смерть),
экспрессивные повторы (дороже, родина).