Презентация, доклад на тему Психофизиология в решении проблем обучения русскому языку и литературе

Содержание

Ребенок – непризнанный генийСредь буднично серых людей.М. ВолошинФункциональная асимметрия мозгаопределяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

Слайд 1
Психофизиология
в решении проблем обучения русскому языку и литературе
Сисякина Альбина

Александровна учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей», г. Протвино
2014 г.
Психофизиология в решении проблем обучения  русскому языку и литературеСисякина Альбина Александровна учитель русского языка и литературыМБОУ

Слайд 2 Ребенок – непризнанный гений
Средь буднично серых людей.
М. Волошин
Функциональная асимметрия

мозга
определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.
Ребенок – непризнанный генийСредь буднично серых людей.М. ВолошинФункциональная асимметрия мозгаопределяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления,

Слайд 3Доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию

и обобщению (левополушарные люди).
Доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди).
Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Типы функциональной организации двух полушарий мозга:

Мозг работает как единое целое, но каждое из полушарий при этом выполняет свою «задачу» - разными способами организует связи между элементами обрабатываемой информации.

Доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди).Доминирование правого полушария

Слайд 4Основные причины школьной неуспеваемости с точки зрения психофизиологии:
Предъявляемые школьнику требования могут

опережать его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.
Неравномерное созревание отдельных структур мозга ребенка.
Неразвитость необходимых межполушарных и внутриполушарных связей.
Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют психофизиологическим особенностям ребенка.
Следовательно, нужны специальные методики, направленные на исследование индивидуально-психологических особенностей детей и позволяющие выявить психофизиологические причины, определяющие проблемы учащегося в усвоении школьной программы.








Основные причины школьной неуспеваемости с точки зрения психофизиологии:Предъявляемые школьнику требования могут опережать его возрастную готовность к выполнению

Слайд 6Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики:
Установка на деятельность (подготовка ученика для

решения учебной задачи);
Обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
Сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики:Установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);Обеспечение деятельности ученика с

Слайд 7Мотивационный этап
(установка на предполагаемую деятельность)



Задача учителя - сформировать в учениках

мотив достижения.
Ситуация успеха на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.
Мотивационный этап (установка на предполагаемую деятельность)Задача учителя - сформировать в учениках мотив достижения. Ситуация успеха на данном

Слайд 8Престижность положения в коллективе
Завоевание авторитета
Социальная значимость данного вида деятельности
Стремление к самопознанию
Желание

разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире
Ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой».

Правополушарные учащиеся
Формирование мотивации

Престижность положения в коллективеЗавоевание авторитетаСоциальная значимость данного вида деятельностиСтремление к самопознаниюЖелание разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое

Слайд 9Стремление к самостоятельности
Важен сам процесс усвоения знаний
Высокая потребность в постоянной умственной

деятельности
Потребность в образовании
Занятия школьными науками как средство для развития своего мышления
Потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Левополушарные учащиеся
Формирование мотивации

Стремление к самостоятельностиВажен сам процесс усвоения знанийВысокая потребность в постоянной умственной деятельностиПотребность в образовании Занятия школьными науками

Слайд 10
ИНТЕЛ…ЕКТ
Правополушарные учащиеся

Творческие
задания
Связь информации с реальностью,
практикой
Способ посадки – полукруг
Светлая доска

—темный мел

Эксперименты

Образы Контекст Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм

ИНТЕЛ…ЕКТПравополушарные учащиесяТворческие заданияСвязь информации с реальностью, практикой Способ посадки – полукругСветлая доска —темный мелЭкспериментыОбразы Контекст Музыкальный фон

Слайд 11Левополушарные учащиеся
Классическая посадка
за партами
Темная доска — светлый мел
Технология Детали Абстрактный линейный стиль

изложения информации

Тишина на уроке

Неоднократное повторение материала

Левополушарные учащиесяКлассическая посадка за партамиТемная доска — светлый мелТехнология Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации Тишина на

Слайд 12

Особенности сенсорного восприятия
Ученик смотрит в сторону или «закатывает глаза к

потолку»?
Снижен интерес к учителю и его информации
Особенности сенсорного восприятияУченик смотрит в сторону или «закатывает глаза к потолку»? Снижен интерес к учителю и

Слайд 13II. Операционный этап (обеспечение деятельности)
Задача учителя — обеспечение учащегося заданием, которое

учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
II. Операционный этап (обеспечение деятельности)Задача учителя — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и

Слайд 15Методы дифференцированного подхода
Правополушарные учащиеся
Язык
Словесность
Интуитивный способ изучения Образные представления и конкретные ситуации Ролевые

игры Работа с наглядностью, карточками Проверки на уроке Групповые задания Деятельность, требующая быстрой реакции Задания на правописание Интервью , инсценировка Синтез текстов и слов из предложенных частей

Сочинения Составление слов и предложений из частей Чтение-пересказ Чтение по ролям Задания на правописание Нахождение взаимосвязи Беглость устной и письменной речи Нахождение отрывков в тексте Экскурсии

Методы дифференцированного подхода Правополушарные учащиесяЯзыкСловесностьИнтуитивный способ изучения Образные представления и конкретные ситуации Ролевые игры Работа с наглядностью,

Слайд 16Методы дифференцированного подхода
Левополушарные учащиеся
Язык
Словесность
Сопоставление текстов Усвоение правил и грамматических конструкций Обучение других Восприятие на

слух Проверки после уроков Индивидуальная работа Деятельность, требующая отсроченной реакции Задания на поиск ошибок Многократное повторение Дробление текстов и слов на части

Анализ произведения Разбор слов и предложений по составу Прослушивание текстов Обучение других Задания на поиск ошибок Применение правил
Точность употребления слов Многократное повторение Сопоставление текстов Понятийное понимание слов

Методы дифференцированного подходаЛевополушарные учащиесяЯзыкСловесность	Сопоставление текстов Усвоение правил и грамматических конструкций Обучение других Восприятие на слух Проверки после

Слайд 17III. Результативный этап
(сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой).
Методы проверки

знаний учащихся
III. Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой). Методы проверки знаний учащихся

Слайд 18Левополушарный ученик
способы выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.
При этом

состав группы меняется
по крайней мере дважды, а то и
трижды на протяжении одного
урока.

Групповая работа на уроке

Основной критерий формирования групп – право- или левополушарность, вспомогательные - ведущие каналы восприятия, индивидуально-психологические проблемы и неоднородность индивидуальных особенностей ребят.

Ученик правополушарного типа мышления
синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов.

Левополушарный ученик способы выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.При этом состав группы меняется по крайней мере

Слайд 19МАЛЬЧИКИ
Важно, имеет ли оценка личностный смысл.
Наиболее значимо
слово «МОЛОДЕЦ».
Важно, ЧТО оценивается

в их деятельности, суть оценки

ДЕВОЧКИ
Значимы положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент, например, «УМНИЦА».
Важно, КТО их оценивает и КАК.
Важно, какое они произвели впечатление

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

МАЛЬЧИКИВажно, имеет ли оценка личностный смысл. Наиболее значимослово «МОЛОДЕЦ».Важно, ЧТО оценивается в их деятельности, суть оценкиДЕВОЧКИЗначимы положительные

Слайд 20ВЫВОДЫ:
Программы, методы обучения, педагогические технологии и пр. надо ориентировать на конкретного

ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, чтобы дать ему возможность раскрыть свои способности.
Следует так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе — как лево- ,так и правополушарным.
Следует не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться. Создавать ситуацию успеха.
Нежелание ребенка учиться может быть результатом неверно выбранной методики работы именно с этим ребенком.
Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

ВЫВОДЫ:Программы, методы обучения, педагогические технологии и пр. надо ориентировать на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть