Слайд 1Организация и проведение проектно – исследовательской деятельности
учащихся в условиях внедрения
ФГОС
Слюдянка - 2014
МБОУ СОШ № 4
Автор: Казанцева Ольга Георгиевна
Слайд 2Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от
человека новых качеств. Прежде всего речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Решение этих задач возлагается на образование. В первую очередь, имеется в виду организация и осуществление учебно – исследовательской деятельности учащихся в школах.
Слайд 3 Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как
дополнительная, внеклассная, внеучебная работа. Исследовательские работы детей часто вырастают из специальных занятий по развитию мышления детей и из мини – курсов, являются результатом экскурсий и т. д. Могут быть долговременными и краткосрочными исследованиями.
Слайд 4Долговременные учебные исследования – исследования более сложного уровня
Индивидуальные
Совместные
Протяжённые
Проблематика их может быть
бесконечно разнообразной. Фактически они могут рассматриваться как следующая ступень исследовательского обучения.
Слайд 5Основные этапы исследовательской работы
актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего
исследования);
определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы);
выбор темы исследования;
выработка гипотезы;
выявление и систематизация подходов к решению;
определение последовательности проведения исследования;
сбор и обработка информации;
анализ и обобщение полученных материалов;
подготовка отчёта;
доклад (защита результата).
Слайд 6Правила выбора темы исследования
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает и удивляет, вызывает интерес.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Необходимо подвести учащегося под ту идею, где он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему – то неожиданному.
Тема должна быть такой, чтобы работа выполнялась относительно быстро.
Слайд 7Возможный уровень решения
Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей!
Желания и возможности
Выбирая проблему,
нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы.
Слайд 8ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
СПОСОБНОСТЬ
НЕСТАНДАРТНО
СМОТРЕТЬ НА
ПРИВЫЧНОЕ
СПОСОБНОСТЬ
НАЙТИ
НЕОБЫЧНОЕ
=
Слайд 9Основные группы тем детских исследований
теоретические
исследования
эмпирические исследования
фантастические
исследования
Слайд 10Теоретические исследования
Это исследования, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов,
материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и др.
Слайд 11Теоретические исследования
Сам процесс освоения информации, уже добытой и сконцентрированной в книгах,
фильмах, глобальной сети Интернет, может иметь исследовательский, творческий характер.
Самый сложный вид исследований. Школьнику трудно самостоятельно работать с информацией!
Умение анализировать и синтезировать информацию как добытую самостоятельно, так и найденную другими – интеллектуальное свойство более высокого порядка.
Слайд 12Эмпирические исследования
Эти исследования наиболее привлекательны для детей, они важны с точки
зрения творческого развития учащихся, полезны в информационном плане.
Это исследования, тесно связанные с практикой, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Слайд 13Фантастические исследования
Это исследования, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Это
особый вид детского исследования, выполненный на фантастические темы. При правильной организации они могут быть очень интересны не только в плане развития воображения, но и в плане приобретения новых знаний.
Примеры тем:
«Сценарии для фильмов ужасов».
«Защита земли от астероида 1997ХР11».
«Жилой дом будущего».
«Использование энергии космических ветров».
«Школа в космосе».
«Подводная лодка для туристов».
«Супервертолёт».
Слайд 14Программа исследовательского обучения
Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт
с прежним опытом ребёнка.
Систематическое обучение необходимо!
Важно, чтобы в исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее намечать новые ориентиры.
Слайд 15Общая классификация
(представлена несколькими уровнями)
I уровень:
(общие направления
исследования)
живая природа
человек
общество
культура
земля
вселенная
наука
техника
экономика
II уровень:
(основные
науки
и виды деятельности)
живая природа:
зоология
ботаника
генетика
природоведение
культура:
язык
религия
искусство
образование
Слайд 16Разновидность общей классификации
Возможен вариант более дробного деления:
1 уровень – общее направление
– наука;
2 уровень – русский язык;
3 уровень – части речи, имя существительное.
Слайд 17Формы представления исследовательских работ
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее
распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия и т. д. ). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Слайд 18Доклад
Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности
или опытно - конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.
Слайд 19Стендовый доклад
Данная форма доклада принята в современной международной практике как
наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.
Требования к стендовому докладу:
Наглядность;
Соотношение
иллюстративного
и текстового материала
(примерно 1:1);
Оптимальность;
Популярность.
Слайд 20Структура стендового доклада
Цели и задачи работы.
Описание, сделанное в процессе
исследования.
Методы,
используемые в ходе
исследовательской деятельности.
Основные результаты и выводы.
Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом и иллюстративном виде.
Слайд 21Литературный обзор
Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об
исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.
При подготовке литературного образа следует начинать работу с общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста.
Далее целесообразно:
составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;
выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его входные данные;
сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, подключенной из других источников.
Слайд 22Рецензия
Рецензия представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги,
спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы.
Научная статья
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения.
Слайд 23Реферат
Согласно словарю иностранных слов реферат (от латинского referre – докладывать, сообщать)
представляет собой:
краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;
доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
Слайд 24Проект
Проект – замысел, план, разработанный план сооружения, механизма, схема технологического
процесса; предварительный текст какого-либо документа.
Виды проекта:
Монопредметный проект.
Межпредметный проект.
Надпредметный проект.
Слайд 25ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Роль краеведческой работы в
общей системе образования и в практике учебно – воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему, в которой может развиваться несколько направлений: географическое, историческое, литературное, экологическое и другие.
Все эти направления представляют
собой части целого, являются
основными структурными элементами
общешкольного краеведения,
тесно связанные между собой как
по содержанию, так и по форме
организации.
Слайд 26Краеведческая направленность в исследовательской деятельности учащихся занимает особое место, на это
есть ряд причин:
потребность во всестороннем и пристальном переосмыслении исторических событий прошедшего тысячелетия;
необходимость изучения культурного и
природного наследия территорий;
тяга людей, в том числе и
молодежи, к исследованию
истории родного края,
своей семьи, мест, связанных
со своей родословной.
Слайд 27Естественно – научная секция.
Целью работы является, в первую очередь, изучение природы
родного края. При этом главное внимание уделяется изучению отдельных элементов природы, установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека.
НОУУ «Эврика»
МОУ СОШ № 4 города Слюдянки
Слайд 28 Одной из важнейших задач НОУУ «Эврика» является формирование практических навыков
и умений, которое имеют большое значение в научно – исследовательской работе. Это возможно через организацию экскурсий, походов по родному краю, близких и дальних путешествий, тематических экспедиций, вечеров - встреч, олимпиад, конференций и других работ краеведческого содержания.
Слайд 29 Методическая система в руководстве краеведческой работой учащихся включает в себя
обязательную работу с литературными и краеведческими источниками. Это предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории: монографии, справочники, сборники статей, учебные пособия, а так же периодические пособия (особенно местные), посвященные Слюдянскому району и конкретной теме.
Слайд 30Помимо этого используются картографический и статистический методы работы, которые связаны с
изучением имеющихся карт данной местности и служат одним из основных источников сведений о своей местности. А так же отбор количественных показателей и их обработка, особенно при изучении погоды, климата, населения и хозяйства местности.
Слайд 31Зарисовка, фотографирование и видеосъемка – неразрывные краеведческие исследования. Результаты фотографирования типичных
объектов дают материал для экспозиции краеведческого уголка в школе и могут использоваться как наглядный материал.
Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.
Слайд 32Метод полевых наблюдений включает в себя изучение природных условий. Сущность этих
исследований заключается как в анализе отдельных природных компонентов, так и в выявлении и характеристике природно – территориальных комплексов.
Слайд 33Одной из форм краеведческой работы в нашей школе является экскурсия –
наиболее познавательное и интересное знакомство с достопримечательными объектами города и края, так как представляет собой непосредственное изучение природных и хозяйственных объектов в натуральных условиях.
Слайд 34Другая форма краеведческой работы - поход. Ребята «Эврики» знакомятся с окрестностями
города Слюдянки.
Целью таких походов является изучение геологического прошлого территории.
Слайд 35Нашим НОУУ проводились репродуктивные исследования по следующим направлениям:
1. Географическая привязка района
(составление схем местности ориентирования).
2. Антропогенная деятельность человека и ее последствия.
3. Характеристика речного русла и берегов среднего течения реки Слюдянки.
Самым замечательным
является то, что в таких
условиях каждый может
проявить себя творчески. И вообще, краеведческая работа имеет весьма важное значение в изучении индивидуально – психологических особенностей детей, кроме того, совместная поисковая и общественно – полезная деятельность в процессе краеведческой работы способствует развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися, взаимопомощи и приучает их работать в коллективе.
Слайд 37Но главной задачей ребят и учителей является не столько сбор краеведческих
материалов
(хотя это важно),
сколько пропаганда
среди учащихся, гостей школы, населения краеведческих знаний, воспитание любви к родному краю, закрепление навыков общения и умения излагать свои мысли, владеть вниманием слушателей.
Слайд 38Исследовательский метод
Это один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в
краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования:
организация наблюдений или изучение фактов и явлений,
подведение итогов и использование полученных данных в раскрытии географических понятий и конкретизации собранного материала.
Слайд 39Методический материал для работы с учащимися
Рекомендации учащимся
по проведению исследования
Слайд 41
Выбрать тему исследования
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует
в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Тему исследования надо записать!
Слайд 42Цель и задачи исследования
Определить цель исследования - значит ответить на
вопрос о том, зачем мы его проводим?
Запиши цель своего исследования!
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Запиши задачи собственного исследования!
Слайд 43 Гипотеза исследования
Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически
и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis -основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности!
Слайд 44Организация и методика исследования
Как составить план исследовательской работы?
Надо определить,
какие методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследования:
1. Подумать самостоятельно.
2.Прочитать книги о том, что исследуешь.
3.Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.
4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет.
5. Спросить у других людей.
6.Понаблюдать.
7.Провести эксперимент.
Слайд 45Подготовка к защите исследования
Собраны все сведения, сделаны все необходимые наблюдения.
Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное. Для этого потребуется:
1) дать определения основным понятиям;
2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
4) ранжировать основные идеи;
5) предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
6) выработать суждения и умозаключения;
7) сделать выводы;
8) указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
9) подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
10) приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Слайд 46От чего зависит успех исследования ?!
1. Не ограничивай собственных исследований, дай
себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойся совершить ошибку.
Слайд 47
Желаем творческих успехов, вдохновения и интересных находок
на пути познания ИСТИНЫ !!!