Слайд 1Уроки и загадки Гоголя
«Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить»
Н.В.
Гоголь
Слайд 2Родители Гоголя
Василий Афанасьевич Гоголь
Мария Ивановна Гоголь
Дом, в котором родился Н.В.Гоголь (Васильевка)
Слайд 3В 5 лет Никоша (так родные называли Николая
Васильевича Гоголя) начал
писать стихи. Капнист
Известный поэт и драматург, прочитав первые стихи Гоголя, сказал,
Что этот ребёнок уже большой талант.
Слайд 4В 9 лет Гоголя отправляют учиться в Полтавскую
Гимназию.
В 12 лет Николай
Васильевич получает первый
аттестат и характеристику: «Оценки посредственные,
поведение шаловливое, ленив и туп»
В мае 1821 поступает в Нежинскую гимназию, где у него открылся
огромный сценический характер.
В 1828 году, после окончания Нежинской гимназии
переезжает в Петербург.
ННежинская гимназия
Слайд 5Сборник «Миргород» вышел
В 1835 году.
В него вошли :
«Старосветские помещики»,
«Тарас Бульба», «Вий»,
«Повесть о том, как поссорились
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Слайд 6Иллюстрации к повести Гоголя
«Тарас Бульба»
Слайд 7Консультация учителя истории, Яковлевой Людмилы Алексеевны:
Запорожская Сечь – организация украинских казаков
В
15 – 18 веках за Днепровскими порогами.
Название от главного укрепления – Сечи. Первоначально Запорожская Сечь находилась на острове Томоковка (около современного города Марганец Днепропетровской области).
Запорожская Сечь была своеобразной казачьей республикой. Верховный орган – Сечевая рада. Возглавлялась кошевым атаманом.
Делилась на курени. Вела борьбу с крымскими татарами, турками, польскими феодалами. Поддерживала тесные связи с
донскими и волжскими казаками. В 1775 году была ликвидирована царём (после восстания Емельяна Пугачёва) .Об этом и многом другом вы узнаете на уроках истории , а сейчас дерзайте.
Удачи вам, ребята!
Слайд 8Консультация учителя ИЗО, Еськовой Нины Владимировны.
Дорогие ребята!
Я, Нина Владимировна, преподаватель
ИЗО, рада вас приветствовать!
Сейчас у вас есть возможность прослушать моё звуковое послание (письмо) к вам.
Вы начинаете работу над новым проектом, посвящённым творчеству Гоголя, изучению его повести «Тарас Бульба». Со своей стороны мне бы хотелось, чтобы вы познакомились с репродукциями картин И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Запорожский полковник», С.Васильковского «Сторожа Запорожских вольностей»,
А.Монастырского «Запорожец», А.Ляха «Полковничья думка», «Вольница».
Ребята, просмотрите иллюстрации Е.Кебрика, А,Бубнова, М.Дергуса, А.Герасимова, Д.Шмаринова, В.Ерко к повести «Тарас Бульба»
Что объединяет увиденное вами? Каковы ваши впечатления? Удалось ли авторам передать на своих полотнах дух эпохи, основные черты характера, присущие казакам?
Надеюсь, поработав над проектом, вы сможете узнавать эти произведения искусства среди других, легко называть авторов и названия картин, созданных по мотивам повести Гоголя «Тарас Бульба», комментировать их и делиться собственными впечатлениями от восприятия.
Слайд 9«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Илья Репин
«Запорожский полковник»
Слайд 10А.Монастырский «Запорожец»
СС.Васильковский «Сторожа Запорожских вольностей»
Слайд 11 А.Лях
«В бою»
«Полковничья думка»
Слайд 12Размышления о популярности повести «Тарас Бульба»
Повесть «Тарас Бульба» и музыка
Опера «Тарас Бульба» Н.Лысенко и балет В.Соловьёва – Седова «Тарас Бульба»
Лысенко писал свою оперу около 10 лет, закончил в 1890. Впервые опера была
поставлена в 1924 году на сцене Харьковского театра, а в 1927 в Киеве.
Балет Соловьёва – Седова отличается яркостью, экспрессией.
Ребята, прослушав оперу, посмотрев балет, сравните те чувства, которые возникли у вас, с теми чувствами, которые вы испытывали, когда читали повесть.
Музыка помогает понять прозу? А проза музыку?
Слайд 13 Вопросы, направляющие проект:
Основополагающие вопросЫ
УРОКИ И ЗАГАДКИ ГОГОЛЯ. В ЧЁМ СИЛА РУССКОГО ХАРАКТЕРА?
Слайд 14 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Погружение в
тему, выявление опорных знаний учащихся, интересующих
вопросов.
Деление на группы.
Распределение ролей внутри группы.
Поиск, обработка информации.
Оформление результатов.
Защита проектов.
Анализ выполненной работы, оценка результатов.
ДЛЯ ГРУПП:
ПЕРВАЯ ГРУППА – ИСТОРИКИ: Какие черты исторического времени и человека
15 века нашли отражение в повести Гоголя «Тарас Бульба»?
ВТОРАЯ ГРУППА - ИСКУССТВОВЕДЫ: Существуют ли связи между видами искусств?
Удалось ли художникам передать основные качества , присущие казакам?
ТРЕТЬЯ ГРУППА – МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРИТИКИ: Существует ли связь между видами
искусств? Почему опера Н.Лысенко имеет иной финал, нежели повесть «Тарас
Бульба»?
ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА – ФИЛОЛОГИ: В чём уроки Гоголя и какие загадки хранит в себе
его повесть «Тарас Бульба»?
Слайд 16 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ДРУГ!
Работая
над предложенным проектом, ты узнаешь много нового и интересного о казачестве, жизни, быте, нравах и обычаях запорожцев.
Мне бы хотелось, чтобы проект помог вам сформировать систему ценностей, чтобы во время работы вы пользовались своими знаниями из разных областей, работали как со справочной , учебной, так и со специальной литературой, анализировали вопросы и полученный материал, сопоставляли, сравнивали и обобщали, находили связи между видами искусства.
Ознакомившись с заданиями, спланируйте свою учебную деятельность
рационально! Будьте терпеливы и настойчивы в поиске ответов на трудные вопросы!
Удачи вам!
Слайд 17ВЫПОЛНЯЯ ЗАДАНИЕ , ОПРЕДЕЛИ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ:
! - ИНТЕРЕСНОЕ ЗАДАНИЕ
-
НЕИНТЕРЕСНОЕ ЗАДАНИЕ
+ - ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ
Работая над проектом, оцени свою работу по двенадцатибальной системе.
В ходе обсуждения выполненных заданий вы сможете сравнить свою оценку
с оценкой учителя.
Помни: «Ничего не спрашивает тот, кто ничего не знает»,
«Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь»,
«Стыдно не от того, что я не знаю, стыдно, если я не хочу знать».
УДАЧИ!