Слайд 1Проектная работа:
«Активные процессы в современном русском языке».
Выполнил: воспитанница
7 «А» класса
Васильевой Ксении.
Научный руководитель:
Якимова Ирина Михайловна
Слайд 2Основополагающий вопрос:
Наш путь – совершенствование
или деградация?
Вопрос темы:
Какие изменения происходят
в русском языке сегодня?
Учебный предмет: русский язык.
Слайд 3 Цели проекта:
развитие информационной культуры;
знакомство с важными закономерностями в современном языке,
с новыми явлениями в нём;
соотнесение с внутренними процессами в языке;
установление связи между саморазвитием языка и стимулирующими его изменениями в реальной жизни современного общества.
Задачи проекта:
анализ языкового материала;
определение факторов, влияющих на изменения в
языке;
прогноз дальнейшего развития языка;
классификация допустимых вариантов и языковых
ошибок в речи.
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ обусловлена тем, что
данный проект направлен на рассмотрение активных
процессов, происходящих в современном русском языке. Анализируя языковые факты орфоэпии, лексики и синтаксиса в современной публицистике, сопоставляя их с аналогичными примерами из недалекого прошлого, мы определяем степень некоторых изменений в современном языке, их направление и возможное развитие языка.
Слайд 5Динамика языкового развития столь ощутима, что не оставляет равнодушных ни в
кругу лингвистической общественности, ни в среде журналистов, ни в среде обычных людей.
Слайд 6Внутренние законы развития языка:
закон системности;
закон языковой традиции;
закон языковой аналогии;
закон языковой противоречий;
закон языковой экономии.
Слайд 7Внешние факторы, влияющие на язык:
изменение круга носителей языка;
распространение просвещения;
территориальные перемещения
людей;
развитие науки и техники;
международные контакты.
Слайд 8Вариантность языкового знака:
лексические варианты;
грамматические варианты;
акцентные варианты;
фонетические варианты.
Слайд 9Изменения в произношении:
сближение произношения с написанием- родился – родилс[а], тихий –
тих[о]й;
фонетическая адаптация иноязычных слов – поэт – п[а]эт;
выбор твёрдого варианта ( норма – мягкий вариант) рейтинг [рэ];
стирание особенностей территориального произношения – фрикативный [г] заменяется взрывным.
Слайд 10Активные процессы в области ударения:
тенденция к ритмическому равновесию;
заимствованных словах –
следование ударению языка источника;
варьирование имеет широкий диапазон.
Слайд 11Активные процессы в лексике.
1) Возвращение к активной жизни слов, находящихся
в «запасниках» языка:
появление слов – наименований социальной структуры (дворянское собрание);
административная лексика ( губернатор);
названия лиц по социальному статусу (коммерсант);
лексика образования ( гимназия);
религиозная лексика старославянского происхождения ( благотворительность, покаяние);
конфессионная лексика (заповедь, грех).
Слайд 12
2) расширение или сужение значений слов ( сигнал – «донос»);
повышенная метафоричность
;
заимствование слов.
Слайд 14Заимствования – стремление к модному, более современному слову:
лексика государственного управления (саммит);
лексика
общественно – политическая ( консенсус);
лексика научно-техническая ( блюминг);
лексика экономическая ( концерн, лизинг);
лексика спортивная ( овертайм, шейпинг);
лексика обиходная ( шопинг);
лексика современного поп-искусства (сингл, шоу).
Слайд 15Компьютерный язык.
Создание сленга на основе соединения английских и русских корней, английских
корней и русских словообразовательных форм ( клава – клавиатура, смайлики, хакер).
Слайд 16Иноязычные лексемы в русском просторечии.
Внедрение заимствований терминологической речи в бытовой
лексикон, в просторечие. Поэтому лексика часто искажается, трансформируется.
Слайд 17Внелитературная лексика в языке современной печати.
Жаргон ( фр. jargon) – социальная
разновидность речи, отличающаяся специфической лексикой.
Арго – ( фр. aigot ) – диалект определённой социальной группы, создаваемый с целью языкового обособления.
Сленг – ( англ. slang ) вариант разговорной речи ( в том числе экспрессивно окрашенные элементы речи), не совпадающие с нормой литературного языка.
Слайд 18Активные процессы в синтаксисе.
Появление специфических конструкций:
присоединительных членов:
Утро начиналось довольно скоро –
с будильника, с торопливых маминых сборов.
(Р.Зернова);
парцеллированных конструкций:
Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека.
(В.Шукшин).
Слайд 19Классификация ошибок:
Типичные речевые ошибки воспитанниц:
Вид ошибки
1. Употребление слова
в несвойственном ему значении.
2. Неоправданное употребление просторечной лексики, жаргонизмов.
3. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.
4. Употребление рядом однокоренных слов (тавтология).
5. Речевые штампы.
Примеры
1.Я была шокирована этим рассказом.
2. Таким людям всегда удаётся объегорить других.
3. Это очень прекрасный герой.
4. В этом рассказе рассказывается о событиях.
5.Он высказал гневный протест.
Слайд 20Типичные грамматические ошибки воспитанниц:
Вид ошибки
Ошибочное словообразование.
Ошибочное образование формы
прилагательного.
Ошибочное образование формы числительного.
Нарушение согласования.
Ошибки в построении предложения.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
Нарушение границ предложения.
Примеры
Герой просто надсмехался.
Этот герой более интереснее.
Это произошло в двух тысяча восьмом году.
На моё день рождения.
В сочинении я хотела сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Читая рассказ, возникает такое чувство.
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Слайд 21Проблемы для самостоятельных исследований:
Вариантность произношения – развитие или безграмотность? (28%)
Какова лексика
наших дней? (32%)
Можно ли говорить об экологии лексики? (40%)
Слайд 22Цитаты из сочинений:
« Русскому языку, и в частности лексике, необходима экология».
« О человеке можно судить по его лексике». «Правильная, грамотная речь – это уважение к собеседнику, к окружающим». «Вариантность не шаг
к безграмотности, а путь к развитию».
«Язык должен совершенствоваться, а не деградировать».
« Литературный язык создаётся и совершенствуется культурной частью общества».
Слайд 24Список информационных источников:
Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка.
М., 2003 г.
Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2002 г.
Горбачевич К. С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. М., 2001 г.
Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. Л., 2001г.
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003 г.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М., 2001 г.
Русский язык конца 20 столетия (отв. ред. Е. А. Земская). М.,2000 г.
Скляревская Г.Н. Давайте говорить правильно! СПб., 2004 г.
Толковый словарь русского языка конца 20 века: языковые изменения (под ред. Скляревской Г. Н.). СПб., 2002 г.
http://www.gramota.ru/
http://graphite.h1.ru