Слайд 1XIX лицейская научно-практическая конференция школьников
«Шаг в науку»
Секция «Литература»
«По тропинкам
басни»
Исследовательский проект
Выполнил – обучающийся 5-д класса
МАОУ лицея № 10
Бреев Юрий
Научный руководитель-
учитель русского языка и литературы
МАОУ лицея № 10
Сийм Галина Васильевна
г. Советск
2016
Слайд 2Цель нашей работы – понять, из какого языкового материала состоит басня,
постараться вникнуть в суть заложенного в неё смысла, иными словами – проанализировать языковой материал басен И. А. Крылова.
Слайд 3Задачи:
изучить теоретический материал по вопросу;
на основе анализа изученной литературы раскрыть содержание
и сущность исследуемой проблемы;
исследовать имена собственные в баснях Крылова;
найти фразеологические единицы в баснях И.А. Крылова;
сделать вывод о мастерстве автора басен.
Слайд 4Актуальность проблемы – изучение басен И.А.Крылова
носит односторонний характер, то есть
изучается лексическое значение их составляющих, в то время как они могут быть объектом изучения фразеологии, морфологии с точки зрения их структуры,
семантической слитности. Басни Крылова являются
также важным средством развития речи и воспитания любви к родному языку.
Слайд 5Гипотеза нашего исследования –
языковой материал басен И.А. Крылова
является достаточным
и богатым для
проведения работы над различными типами
единиц с точки зрения их структуры и значения.
Слайд 6«Басня – иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить
животных и даже вещи словесными».
«Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ».
Слайд 7ИЗВЕСТНЫЕ БАСНОПИСЦЫ
Греческий раб Эзоп – полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец,
живший в YI веке до н.э. Был ли Эзоп историческим лицом – сказать невозможно. Истории жизни Эзопа не существовало.
Слайд 8ИЗВЕСТНЫЕ БАСНОПИСЦЫ
Французский дворянин Жан де Лафонтен.
Значение Лафонтена для истории литературы
заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь – Эзопа и Федра). В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи де Лафонтеном».
Слайд 9
ИЗВЕСТНЫЕ БАСНОПИСЦЫ
Иван Андреевич Крылов – был писателем редкой судьбы.
Всего при
жизни Крылова вышло девять книг басен. Когда его спросили, почему он избрал такой род стихотворения, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».
Слайд 10Лисица в баснях – олицетворение лицемерия. Вспомните русские народные сказки, лисица
в них выступала в роли хитрого, коварного зверя. Обманом она достигала намеченной цели и часто оставалась безнаказанной.
Слайд 11Волк в баснях символизирует семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство,
свободу, индивидуальность, деление знанием и мудростью, хитрость, охоту, поиск.
Слайд 12Медведь в баснях символизирует целительство, божественность, неуязвимость, защиту, правду,
выносливость, терпение,
интуицию, силу, храбрость.
Слайд 13Лев в баснях символизирует
королевские права,
спокойствие,
семью, силу, смелость.
Слайд 14Обезьяна в баснях. В китайской традиции означает озорство, тщеславие, желание передразнивать.
В христианстве – коварство, хитрость, легкомыслие, любовь к роскоши.
У индусов обезьяна олицетворяет доброжелательность и нежность.
Слайд 15Осёл в баснях символизирует жадность,
невежество, глупость. Он медлителен, нетороплив, произносит
свои суждения значительно. Самонадеянность и тупость осла очень чётко подмечается авторами.
Слайд 16Своеобразие
имён собственных и нарицательных в роли собственных в баснях
И.
А. Крылова
Слайд 17Фразеологизмы, фразеологические
выражения и их значение в
баснях И.А.Крылова
Слайд 18Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами. Они очень меткие,
образные. Зная значение каждого афоризма, который употребляется в баснях, мы понимаем смысл, содержание басни. Понимаем, о каких человеческих пороках говорит баснописец.
Употребляя их в своей речи, мы делаем ее более выразительной, богатой и эмоциональной.