Слайд 1
Журбина Г. П., канд. филолог. наук, учитель русского языка ГБОУ РО
«Таганрогский педагогический лицей-интернат; zhurbinagalina@mail.ru
Особенности подготовки и реализации образовательных проектов: метод учебного проекта в образовательном учреждении
Слайд 2ФГОС
«МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения основной образовательной программы должны отражать:
…владение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности».
Слайд 3ФГОС
«…Проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках
учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Слайд 4исследования
узнать
гипотеза подтвердилась?
проекта
найти способ решения проблемы
проблема решилась?
цели
Слайд 5Требования к проекту (5 «П»)
Постановка проблемы (как…? почему?);
Планирование действий (цель, задачи,
этапы);
Поиск информации, обработка её;
Продукт (создается в процессе решения проблемы);
Презентация продукта (в процессе защиты проекта).
Слайд 6Этапы деятельности учащегося
(под руководством учителя/учителей)
Постановка проблемы
Выдвижение гипотезы
Деление на группы (если проект
групповой)
Планирование
Изготовление продукта
Выбор формы презентации
Подготовка презентации
Презентация
Самооценка и самоанализ
Слайд 7Продукты проектной деятельности
Web-сайт
Анализ данных социологического опроса
Атлас, карта
Видеоклип
Видеофильм
Выставка
Газета, журнал
Гипермедиасочинение (озвученное сочинение,
проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальными материалами)
Действующая фирма
Диалог исторических или литературных персонажей
Законопроект
Игра/деловая игра/ролевая игра (КВН, защита к.-л. идеи на ученом совете, редакционном совете, в зале суда, Что? Где? Когда? и т. п. )
Иллюстрации фактов, документов, событий эпохи, цивилизации
Инструкция
Коллекция
Компьютерная графика
Костюм
Литературное кафе
Слайд 8Продукты проектной деятельности
Мультимедийные презентации
Научный доклад
Отчет об исследовательской экспедиции
Оформление кабинета
Постановка
Праздник
Пресс-конференция
Прогноз
Реклама
Система школьного
самоуправления
Справочник
Тесты
Учебное пособие (печатное, электронное)
Экскурсия
Слайд 9 Гипермедиасочинение
«Пишутся слитно слова с приставками иноязычного происхождения: анти-, архи-,… гипер-
и др.»
«Сложные слова с иноязычной частью, кончающейся на гласную, пишутся слитно: вибро-, видео-, … мега-, медиа-…»
«Правила русской орфографии и пунктуации». Полный академический справочник/ Под ред. В. В. Лопатина. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. С. 102-103.
Слайд 10СХОДСТВА
Сочинение и гипермедиасочинение
изложение своих мыслей, знаний на определенную тему
продукт накопления знаний
продукт
творчества
средство мотивации учения
Слайд 11ОТЛИЧИЯ
Сочинение
Письменная форма предъявления материала
Гипермедиасочинение
И письменная, и устная форма предъявления (озвученное сочинение,
проиллюстрированное фото- и видеофрагментами, изобразительно-музыкальными материалами)
Слайд 12ОТЛИЧИЯ
Сочинение
Творческая работа (ученик подходит к ней посредством формальных умений: сбор материала,
систематизация, логика расположения, выбор лексических, синтаксических и образных средств)
Гипермедиасочинение
Учебно-исследовательская работа с элементами творчества
Слайд 13ОТЛИЧИЯ
Традиционное сочинение
Работа индивидуальная
Гипермедиасочинение
Работа может быть индивидуальной и коллективной
Слайд 14Этапы работы
НАД СОЧИНЕНИЕМ
1. Обдумывание темы;
2. Составление плана;
3. Поиск информации по теме,
обработка её;
4. Продукт (письменная работа);
5. Презентация продукта (сочинение можно прочитать, обсудить с учащимися).
НАД ГИПЕРМЕДИАСОЧИНЕНИЕМ
1. Размышления над проблемой;
2. Планирование действий (цель, задачи, этапы);
3. Поиск информации, обработка её;
4. Продукт (создается в процессе решения проблемы);
5. Презентация продукта (в процессе защиты проекта).
Слайд 15Реализованные в Педагогическом лицее учебные проекты
1. Фразеологизм terra incognita и этимологически
связанные с ним слова с элементом терр- в русском языке (происхождение, особенности правописания и употребления) – 2013г.
2. Буктрейлер «Мой учебник русского языка» - 2014г.
2. «Энергетический источник» слова в поэзии
А. Вознесенского – 2015г.
Слайд 16Как мы работали над проектом
TERRA INCOGNITA. Слова с элементом терр-
в русском языке: происхождение, правописание.
Слайд 17План работы группы № 1
• Найти древние карты с надписями terra
incognita (неисследованная, неизвестная земля), проанализировать их, установить, в какой период и в связи с чем возникло выражение terra incognita;
• посетить мебельный салон, магазин посуды, магазин одежды. Ответить на вопрос: почему терракотовый цвет часто используется как основной в деталях интерьера, он удачно сочетается с разными цветами в одежде, а посуда терракотового цвета создает ощущение домашнего тепла и уюта?
Слайд 18План работы группы № 2
• Найти тексты, отражающие особенности употребления
выражения terra incognita в русском языке; определить значение слова инкогнито и показать особенности его употребления;
• посетить террариум. Объяснить, почему он так называется;
• проанализировать слова террор, терроризм, террорист. Выяснить, связано ли их происхождение с латинизмом терра.
Слайд 19План работы группы № 3
• Из разных словарей выписать все
слова с элементом терр-и определить их значение, уточнить правописание, происхождение; выяснить, все ли иноязычные слова с элементом терр- являются родственными по происхождению;
• найти фотографии естественных террас, сфотографировать уникальное террасное сооружение нашего города.
Слайд 20План работы группы № 4
• Из англо-русских словарей выписать все
слова с элементом терр-и определить их значение, уточнить правописание;
• выяснить, совпадает ли значение слов с элементом терр-, употребляющихся в английском языке, со значением русских слов с тем же элементом;
• продумать, что будет являться продуктом проектной деятельности и в какой форме проект будет презентован.
Слайд 21Проектная папка
Паспорт проекта (тема, кто исполнитель, проблема, урочный/внеурочный, этапы, предполагаемые результаты,
продукт, способ представления и т. д.)
Промежуточные отчеты о выполнении проекта (по срокам)
Результаты исследования и анализа
Записи идей, гипотез и решений
Краткое описание проблем, с которыми пришлось столкнуться
Эскизы, чертежи, наброски и т. д.
Слайд 22Структура проекта
Титульный лист
Содержание
Краткая аннотация
Эпиграф
Введение
Основная часть
Заключение
Список информационных источников
Приложения
Визуальный ряд
Слайд 23благодарю
Дроздову О. Е., к.п.н., зав. лабораторией МИОО «Языкознание для всех», зам.
директора гимназии № 1541 г. Москвы;
Денисову И. В., методиста МИОО;
Панасенкову О. А., к.п.н., методиста по географии МИОО, главного редактора изд-ва «Дрофа»;
Харитонову С. П., учителя географии ГБОУ № 1538 г. Москвы
Слайд 25Перспективы
Экологическая тропа (география –план местности, биология – изучение растений и животных
в разное время года, экология – наблюдение за взаимосвязью и взаимовлиянием живой и неживой природы, воздействием человека на природу)
Слайд 26Перспективы
Почему в лесной зоне Росси использовалась деревянная посуда, а степной –
керамическая? (понятие о зонах – география, в какое время использовалась – история, в каких худ. произведениях об этом сказано – литература)
Слайд 27Перспективы
Почему в Калужской губернии во времена крепостного права крестьяне жили хорошо,
были умные, смекалистые; в Орловской же губернии жили плохо, были не очень смекалистые? (история, литература)
Слайд 28Перспективы
Легендарный маршал С. М. Буденный говорил: «Играя на бильярде, я беру
уроки физики и геометрии». Можно ли, проведя определенные математические расчеты, научиться хорошо играть в бильярд? Какие это расчеты?
Почему физики считают важным учитывать разные конфигурации бортов бильярда? Что им напоминает отскакивающий от борта шар? (физика, геометрия)