Слайд 1МОУ «Вохомская средняя общеобразовательная школа»
Вохомского муниципального района Костромской области
Проект
«Реклама
неграмотности»
Проект выполнили учащиеся 10 «А»
Зайцева Яна
Рычихина Наталья
Руководитель проекта:
Учитель русского языка и литературы
Селюнина Раиса Николаевна
Вохма, 2017 г.
Слайд 2Данный проект представляет собой исследование рекламных текстов на наличие различного вида
ошибок с точки зрения языкознания. Безграмотность – это проблема современного общества, и это касается не только рекламных текстов. Вместо того, чтобы предлагать своеобразный образец грамотного владения речью, печатные издания и телевидение допускают многочисленные ошибки в текстах и в устной речи. А наибольшую, пожалуй, угрозу языковой личности несет содержание ошибочных с точки зрения языка текстов рекламы. Общеизвестно, что реклама совершенно особым образом влияет на психику человека.
Слайд 3Паспорт проекта
Учебный предмет – русский язык и культура речи
Основополагающий вопрос
Почему так много ошибок в рекламных текстах и объявлениях?
Слайд 4Проблемные вопросы, над которыми мы работали
орфографический режим рекламных объявлений нуждается в
контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.
Слайд 5Цели проекта:
выявление орфографических, пунктуационных, речевых (стилистических) ошибок в рекламных объявлениях п.
Вохма и г. Шарья.
Слайд 6 задачи:
Охарактеризовать орфографию, пунктуацию, стилистику как науку;
проанализировать рекламные объявления и
выделить основные виды орфографических, пунктуационных и речевых (стилистических) ошибок, распространенных на территории посёлка Вохма и города Шарьи;
объяснить возможные причины появления ошибок в рекламных объявлениях.
Слайд 7Тип проекта
1.По доминирующей в проекте деятельности – исследовательский
2.По предметно - содержательной
области –языковедческий
3.По количеству участников проекта- групповой
Сроки реализации - долгосрочный
Продукт проекта – презентация, созданная учащимися.
Слайд 8Этапы проекта
1.Организационно-подготовительный
Содержание работы:
1.Планирование занятий, сбор информации (рекламные объявления с ошибками)
2Формы работы: информационное выступление
3.Результат этапа: начат сбор материала.
Слайд 92. Технологический
Содержание работы: чтение и анализ объявлений
Формы работы: работа с научной литературой,
анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.
Продолжительность работы: в течение двух месяцев велась работа по сбору объявлений с ошибками,
Продукт работы: презентация
3.Заключительный этап
Слайд 10Презентационный
Содержание: оценивание работы учащихся
Формы работы: работа в группах
Результат: подведены
итоги по проекту
Форма представления - на уроке русский язык и культура речи в 10 классе.
Слайд 11Проблема качества рекламных текстов с точки зрения языкознания не нова. Этой
теме посвящено множество исследований. Однако, наша безграмотность порой поражает и удивляет, а ещё более именно тогда, когда она выставлена на всеобщее обозрение. Поэтому, мы решили обратить внимание на эту проблему современного общества – безграмотность. Это касается не только рекламы. Сейчас такое время, что реклама уже основательно вошла в наш быт. Она везде: на экранах телевизора, на улице, в СМИ и в магазине. Зачастую, мы просто не обращаем на нее особого внимания. Возможно, именно поэтому, зная, что ее все равно никто не заметит, специалисты по рекламе совместно с дизайнерами иногда допускают серьезные ошибки в рекламе и её материалах.
Слайд 12В современном обществе прослеживается тенденция к общей безграмотности населения. Незнание правил правописания приводит
к тому, что всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические ошибки.
В России существует большая проблема формирования грамотности населения. Средства массовой информации играют в наше время одну из главных ролей в развитии культуры речи, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь, но часто мы наблюдаем обратное.
Лингвисты уверены – орфографические, пунктуационные, речевые ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.
Вспомните, как вы сами останавливаетесь, "спотыкаетесь", если видите неправильно написанное слово и пытаетесь понять смысл фразы.
Слайд 13Сегодня довольно часто можно встретить людей, которым и в голову не
приходит, что в словах нужно делать правильные ударения, мысли можно складно формулировать, а писать – без грамматических ошибок. А ведь русский язык по-прежнему является одним из ведущих школьных предметов.
Грамотному человеку легче подыскать для себя интересную, престижную работу. Мудрые руководители сразу подмечают, владеет ли будущий сотрудник родным языком, насколько он свободно и легко говорит, доступно ли излагает свои мысли, грамотно ли пишет.
Слайд 14Что же касается объявлений, мы довольно часто можем столкнуться с надписями
, рекламами , где допущено много ошибок.
Читая объявления, мы обращаем внимание на оформление, поэтому очень часто отталкивает именно неграмотность.
Слайд 15ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо
понять, что такое орфография, орфограмма, орфографическая ошибка.
Орфография занимает важное место в системе современного русского языка и в жизни грамотного человека.
Орфография (от др.-греч. Orfos — «правильный» и graphi — «пишу») — единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Также свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания.
Для определения понятия «орфограмма» часто используют такие формулировки: «...орфограммой является буква... Орфограммой может быть также слитность (или раздельность) написаний, строчность (заглавность) буквы, место переноса, объём сокращения слова» , или «Орфограмма – это написание, регулируемое каким-либо правилом или определяемое в словарном порядке»
Слайд 16Виды орфографических ошибок.
В русском письме встречаются случаи, когда написание слова вызывает
затруднение. Выбрать правильное написание, можно только опираясь на правило. Но бывает, что пишущий не знает орфографических правил, и тогда он допускает орфографическую ошибку.
Наиболее "опасны", требуют особого внимания при написании:
1) безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании;
2) гласные после шипящих;
3) мягкий знак на конце слова после шипящих;
4) приставки на -з (-с);
5) суффиксы существительных, глаголов, прилагательных и причастий;
6) не с различными частями речи;
7) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова;
8) ошибки в написании строчных и прописных букв;
9) ошибки при переносе слова с одной строки на другую; ошибки в графических сокращениях;
10) правописание НЕ с разными частями речи;
11) правописание Н и НН в разных частях речи.
Слайд 17Безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании.
Слайд 19Ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова
Слайд 21Грамматические и пунктуационные ошибки
Слайд 23Заходя в магазины или проходя между продуктовыми лавками, часто видим вывески,
надписи, но не всегда и они составлены правильно.
Слайд 24Функциона́льная негра́мотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом
для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию. Понятие появилось в 90-е годы XX века. По мнению Татьяны Дмитриевны Жуковой, президента Ассоциации школьных библиотек России, именно функциональная неграмотность является причиной многих техногенных катастроф.
Слайд 25Функционально неграмотным (малограмотным) считается лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения
и письма и неспособное к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни.
Судя по всему вышесказанному , можно сделать вывод, что общество вообще перестало уделять внимание русскому языку. Наш язык давно перестал уже быть достоянием нашей страны.
Слайд 26Нельзя не заметить, что с годами общество стало деградировать.
Осталось 15
% населения, кто следит за своей речью. Остальные же давно не обращают на это внимание. Развитие русского языка начинает приостанавливаться , скоро грядет кризис, где главной проблемой будет являться-неразвитость нашего языка.
Великий и могучий русский язык утратит свое могущество, благодаря нашей лени .
Слайд 27Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она
развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас.
Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.