Слайд 1Проект « Рассказ о слове»
Русский язык
3 класс
Составила Волос Елизавета.
Руководитель :
Воробьева Т.В.
Слайд 2 Уже.
Уже в 1 классе мы знакомится
с темами, связанными
с правописанием слов.
Этот процесс ознакомительный, но мы уже начинаем понимать, что в
русском языке есть слова, написание которых связано
с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова, правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача
всей начальной школы.
Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова,
его этимологией,
подбирают родственные слова, однокоренные;
учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает
кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.
В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать
природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон,
опираясь на ранее приобретенные знания. Вот у меня и
появилась мысль- задача создать проект
по русскому языку "Рассказ о слове".
Слайд 3 В начальной школе мы по русскому языку изучаем много
тем, связанных с написанием слов. Обобщая и систематизируя полученные знания, нам предлагают в качестве домашнего задания подготовить проекты. Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.
Самый популярный вид проекта - презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки «5»
. Что же из себя представляет проект "Рассказ о слове"? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? Какова значимость этого проекта? В 3 классе рассказ о слове учитывает то, как дети усвоили изученный ранее учебный материал. В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на
ранее приобретенные знания. Вот у меня и появилась мысль- задача создать проект по русскому языку "Рассказ о слове".
Моя гипотеза: поможет ли мой проект систематизировать и обобщить знания детей о слове, Будет ли он способствовать
Слайд 4
Моя гипотеза:
поможет ли мой
проект систематизировать и обобщать знания детей о слове, будет ли он способствовать развитию речи, развитию кругозора и умению учиться самостоятельно.
Вот так я представляю содержание своего проекта:
Для примера работаю со словом
Слайд 5
Я считаю, что в проект «Рассказа
о слове»
должны войти следующие разделы:
1. Орфография и правописание слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Однокоренные слова.
4. Синонимы.
5. Антонимы.
6. Фразеологизм.
7.Сочетаемость слова.
8.Пословица.
9. Загадка.
10.Предложение с этим словом.
11.Использование слова в речи, в тексте.
Слайд 6
произносим с[а]бака – в
слове -з слога,
3 гласных, 3 согласных звуков; 6 букв.,6 звуков;
записываем собака
Это слово проверить нельзя, надо
запомнить его
правописание и произношение.
записываем собака
1). Домашнее животное семейства
псовых.
2). Названия хищных млекопитающих
семейства псовых.
3). О злом, грубом человеке.
4). Знаток, ловкий в каком-нибудь деле
человек.
Лексическое слово
Слайд 8
я подобрала однокоренные слова к слову « собака»:
собака,
собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство, собаковедение...
Слайд 9
Вот такие фразеологизмы я подобрала, они употребляются в речи:
Собаку съесть
(человек многое повидал и испытал).
Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое).
Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).
Как собака на сене (сам не пользуется чем-либо и другим не даёт).
Синонимы: пес
Слайд 10Работа слова . Его функции:
Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая... (собака),
красивая, умная, верная, большая, домашняя, породистая, маленькая, гладкошерстная, пушистая и так далее…
Пословицы и поговорки:
Всякая собака на своем дворе хозяйка.
Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.
Собака – друг человека.
.
И собака ласковое слово знает.
Не дразни собаки – не укусит.
Хорошая собака без хозяина не останется.
При верной собаке сторож спит.
Слайд 12
Загадки:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи.
2. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
Собаку держать - это вовсе не шутка.
Построить собачью ей надобно будку.
"Весь день мастерил и построил - Ура!
Готова собачке моей конура".
Собачка приветливо машет хвостом –
Значит ты друг, проходить можешь в дом!
Службу собаки несут на границе.
Их, как огня нарушитель боится.
Слайд 14
Это слово имеет следующие грамматические признаки:
ОНО ОБОЗНАЧАЕТ ОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ, ОТВЕЧАЕТ НА
ВОПРОС «КТО?»
ОНО является существительным женского рода, нарицательное;
может менять форму слова: собака, собаки, собаке, собаку, собакой, о собаке;
в предложении может быть главным или второстепенным членом. (Собака служит человеку. Человек заботится о собаке.)
Слайд 15
Предложения о собаке.
Я СОСТАВИЛА ТАКИЕ
1. Собака – помощник и друг человека.
2. Охотничья собака поймала зайца.
3. Я люблю свою собаку.
4. Собаки помогали находить раненых бойцов на поле боя.
Слайд 16Моя творческая работа. Рассказ о собаке.
Однажды вечером поздней осенью мы с
мамой шли по улице. Вдруг мы услышали шорох в кустах. Мы подошли поближе. Там в кустах лежал маленький щенок. Он был мокрый и еле слышно попискивал.
Мы взяли его и принесли домой. Он был почти безжизненным. Мама напоила его теплым молочком, укутала в шерстяной платок. Щенок затих. Я несколько раз смотрела на него. Он уснул. А утром наш щенок повеселел и стал потихонечку вставать на ноги. С каждым днем он креп и рос. Мы его кормили и держали у себя дома почти всю зиму.
А весной, когда он уже значительно вырос, мы отдали его в хорошие и добрые руки своим родственникам. Они жили в частном доме. Мы решили, что там ему будет на воле лучше. Первое время мы очень по нему скучали, но мы его часто навещали, и он нас не забывал. Из него получилась умная и верная собака.
Я считаю, что добро делает чудеса!
Слайд 17
Я полагаю, что мой проект полезен и нужен . Он помогает
обобщить ранее полученные знания, даёт возможность,
как можно больше собрать информацию о слове,
обратиться к разным источникам, самостоятельно поработать, проявить творчество. Это интересно, развивает кругозор и нашу речь.
Результат моего проекта в том, что ребятам моего класса он понравился, и они начали работать. Каждый что-то вносил свое, совершенствовал.
Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки.
Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово.
Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.