Слайд 1Исследователь: ученица 6 «Б» класса
Сейфиева Рената
Руководитель проекта:
Помогаева Мария Александровна.
Научно-исследовательский проект
«Ах, эти фразы..!»
Слайд 2Сейфиева Рената
Ученица 6 «Б» класса
Преображенской
средней школы
«Плох тот ученик,
который не хочет превзойти
своего учителя.»
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
Слайд 6Актуальность реализованного проекта:
В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах,
и сейчас она стоит особенно остро.
Оказалось, что многие учащиеся с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.
Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.
Слайд 7Объектом
исследования нашей работы
являются фразеологические единицы.
Слайд 8Основополагающий вопрос проекта:
Зачем нужны фразеологизмы в языке?
Слайд 9Гипотеза
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.
Слайд 10 Методы исследования:
Изучение
теоретических материалов по выбранной теме;
Наблюдение;
Анкетирование;
Опрос учеников; учителей; родителей;
Анализ фразеологического словаря;
Слайд 12Цель исследования:
проводить определенные исследования в области языкознания;
изучать природу фразеологизмов;
учиться на
примере русских народных сказок и произведений русских писателей- классиков;
употреблять фразеологизмы в своей речи;
представить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов.
Слайд 13Задачи проекта:
произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
выяснить источники
происхождения фразеологизмов;
познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
•составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;
Слайд 14Этапы подготовки и реализации проекта:
Разработка проектного задания
Поиск необходимой информации
Осуществление результатов
Оценка результатов
Социологический
опрос
Социологический опрос
Слайд 15Само слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и
“логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения
Здесь несложно угадать
фразеологизмы
Слайд 16 Я узнала, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие
по лексическому значению одному слову.
Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
На краю света (земли) – далеко;
намылить шею – проучить, наказать;
зарубить на носу – запомнить.
Слайд 17Источники фразеологизмов
1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица);
2) старославянские (ищите и
обрящете);
3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);
4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)
Слайд 18 Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка.
Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.», т е. делать несложное, нетрудное дело.
Слайд 19Фразеологизмы, пришедшие из мифов.
Ариаднина нить - то, что помогает найти выход
из затруднительного положения.
Ахиллесова пята – уязвимое место.
Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность.
Двуликий Янус - двуличный человек.
Слайд 20Фразеологизмы, пришедшие из Библии:
Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся
без ответа.
Допотопные времена – доисторические времена.
Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности.
Манна небесная – неожиданная удача.
Слайд 21Любимый фразеологизм
У учителей – ни свет ни заря.
У учеников –
как с гуся вода.
У родителей – зарубить на носу.
Слайд 22 В течение трех месяцев я отслеживала,
как часто в нашей речи присутствуют фразеологизмы, в каких ситуациях их используем и определила наиболее часто употребляемые слова.При проведении со-
циологического опроса учащихся, учителей
и родителей я пришла к выводу, что 93 % учителей знают, что такое фразеологизм, 7 % не знают; из учащихся 75% знают, 25 % не знают; родители 80% знают, что такое фразеологизм 20% не знают.
Слайд 23
Употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы?
Для получения результата
были исследованы басни И. А. Крылова. В них я нашла 11 фразеологизмов:
Слайд 24
В рассказах Николая Носова был найден 21 фразеологизм.
Слайд 25 Знакомясь со сказками Салтыкова-Щедрина и русскими народными сказками, я нашла
23 фразеологизма.
Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Слайд 27 Из народных сказок пришли фразеологизмы:
и я там был, мёд-пиво пил,
избушка на курьих ножках
Кащей бессмертный,
Лиса Патрикеевна,
ни в сказке сказать, ни пером описать
поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что;
скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
при царе Горохе ,
сказано – сделано,
сказка – ложь, да в ней намёк
сказка про белого бычка,
три дня и три ночи.
это всё присказка, сказка будет впереди.
Слайд 28Я узнала, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения
фразеологизмов, их значение.
Слайд 29Я узнала, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.
Пустить петуха
- означает фальшиво произвести мелодию.
Пустить петуха – это поджечь что-то.
Ума палата -семи пядей во лбу
Голова на плечах - светлая голова.
Два сапога пара – одного поля ягоды.
Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.
Хоть пруд пруди - кот наплакал.
Засучив рукава – спустя рукава.
Заварить кашу – расхлёбывать кашу.
Тяжёл на подъём - лёгок на подъём
Слайд 30создала презентацию о фразеологизмах
составила словарь фразеологизмов и продолжаю над ним работать
Познакомилась
с источниками фразеологизмов русского языка.
Механизм оценки результатов проекта.
Слайд 31.
Изучив результаты исследования, я пришла к выводу: что фразеологизмы широко
употребляются в жизни, обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной.
Вывод:
Слайд 32Поистине, велик и могуч наш русский язык!
Самое главное – я узнала
много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала.
Слайд 34Источники изображений
http://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg
http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif