Слайд 1Проект- презентацию подготовил:
Догуев Э.А.
2016 г.
«Образ Кощея Бессмертного в русских народных
сказках»
Слайд 2 Цель проекта:
проанализировать сказки и определить роль Кощея Бессмертного
Задачи:
изучить
сказки, где присутствует Кощей Бессмертный
познакомиться с происхождением имени персонажа
изучить его роль в сказке
Гипотеза исследования:
Образ Кощея Бессмертного – олицетворение зла в сказке
Слайд 3Содержание
1. Сказки о Кощее
2. Происхождение слова «кощей»
3. Внешность
Кощея Бессмертного в сказках
4. Заключение
5. Список литературы
Слайд 5В русской народной сказке "Кощей Бессмертный" сын идет искать свою мать,
которую утащил Кощей. Нашел ее, конечно, и просит, чтобы мать выспросила у Кощея, где смерть его находится. На что Кощей ей отвечает:
- У меня смерть,- говорит он,- в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.
Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо. В то время прилетел Кощ Бессмертный и говорит:
- Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!
- Что ты, Кош? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича.
Кош опять и говорит:
- Я что-то не могу!
А Иван-царевич пожимал яичко: Коша Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:
- Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:
- Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен. Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко - и Кош Бессмертный умер".
Слайд 6«… - Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать,
а здесь Русью несет!
- Что ты, Кош? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича…»
Слайд 7«…Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка,
Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо…»
Слайд 8
«…А Иван-царевич пожимал яичко: Коша Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич
вышел, кажет яйцо и говорит:
- Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:
- Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен. Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко - и Кош Бессмертный умер….»
Слайд 10 «…глянул - а там висит Кощей Бессмертный,
на двенадцати цепях прикован.
Просит Кощей у Ивана-царевича:
- Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло! Царевич подал ему ведро воды, он выпил и еще запросил:
- Мне одним ведром не залить жажды, дай еще!
Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро - взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал..».
Слайд 11 «… И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью
Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.
А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу…»
Слайд 12
«…Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея
выспрашивать.
Кощей сказал:
- За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то баба-яга дала мне одного жеребеночка.
- Как же ты через огненную реку переправился?
- А у меня есть такой платок - как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!
Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала..».
Слайд 13 «…конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и
размозжил ему голову …»
Слайд 14 «… царевич доконал его палицей. После того положил царевич груду
дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и пепел его пустил по ветру…»
Слайд 15 «…Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего,
и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу.
Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью:
- Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать - другой не найти! Погостили они, попировали и поехали в свое царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать».
Слайд 17 «…- Знаю, знаю, - говорит ему баба-яга, - твоя жена теперь
у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет».
Слайд 18 Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил
дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море...
Слайд 19 Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее
конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
Слайд 21В энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что кощей - это значит
"пленник", "раб" ( в переводе с тюркского языка) и связано, скорее, с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. Потом имя нарицательное стало именем собственным. И теперь мы знаем только одного Кощея - Бессмертного.
Слайд 22
В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце
иглы, а та игла в яйце, и т.д. Об этом мы уже знаем. Иногда Кощея называют Кошь (или Кош), что значит корзина, короб, а с другой стороны - жребий, судьба. Сравните наши слова "кошелек", "кошелка", они тоже являются емкостями для хранения чего-то (в том числе и денег, которые очень влияют на нашу судьбу).
Слайд 23На средневековом русском языке «кощей» - тот, кто ведает лошадьми в
дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя (Словарь русского языка XI-ХII вв.)
Слайд 24
В «Памятнике старославянского языка» слово "кощь" ("кошть") попадается исключительно в значении
сухой, тощий, худой телом
Слайд 31Заключение
Образ Кощея Бессмертного- царя, раба, колдуна – олицетворение зла в
русских народных сказках. Он не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото.
И не жадный,
и не злой я,
А вот такой:
Как увижу что чужое,
Так сам не свой …
Слайд 32СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1."Сборник русских народных сказок" ; издательство «Детская литература»:
- сказка "Кощей
Бессмертный"
- сказка "Марья Моревна"
- сказка "Царевна-Лягушка"
2. Энциклопедии "Мифы народов мира"
3. Интернет - ресурсы:
nsportal.ru
festival.1september.ru
articles/564615/
pandia.ru