Слайд 1ПРОЕКТ
Картина осени в рассказе
И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
Слайд 2Первая задача:
1) Прочитать рассказ. 2) Определить, как выглядит картина осени в
рассказе «Антоновские яблоки»
Слайд 3 Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками,
как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия.
Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет …
Слайд 4Вторая задача:
Определить ключевые слова
текста
Слайд 5 Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками,
как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия.
Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет …
Слайд 6Третья задача:
Выяснить, как с помощью ключевых слов раскрывается тема осени
Слайд 7Действия:
Определим значения ключевых слов
Обратимся к толковому словарю
С.И. Ожегова
Слайд 8РАННИЙ
РАННИЙ, -яя, -ее.
1. Принадлежащий, относящийся к начальному периоду, начальной поре
чего-н. Ранняя весна (начало весны). Р. час (в начале утра).Р. феодализм. Ранние рассказы Л. Толстого.
2. Наступающий, происходящий рано, раньше обычного срока. Р. сев. В этом году зима ранняя. Ранняя гроза(весенняя). Ранняя старость. Ранняя птичка, пташка (также перен.: о том, кто просыпается очень рано; разг.). 3. Бывающий, появляющийся раньше всех других. Ранние сорта яблок. Ранние овощи.
4 Из молодых да ранний (разг.) - о молодом выскочке, а также вообще о молодом человеке, рано обнаруживающем какие-н. способности, возможности.
Слайд 9ПОГОЖИЙ
ПОГОЖИЙ, -ая, -ее; погож, -а, -е. Хороший, благоприятный в отношении погоды. П-ые дни. П-ая
осень.
Слайд 10ТЁПЛЫЙ
ТЁПЛЫЙ, -ая, -ое; тёпел, тепла, тепло и (нар.-разг.) тёпло, тёплы и теплы.
1. Дающий тепло, являющийся источником
тепла. Т-ая печка. // Содержащий в себе умеренное количество тепла, слегка нагретый. Т. дождь.
2. С повышенной температурой воздуха или воды. Т-ая погода. //Не знающий морозов, южный (о климате, местности). Т. климат.
3. Обладающий теплом, свойственным живому организму. Т-ые руки.
4. Хорошо сохраняющий тепло; утеплённый (об одежде или о помещении). Т. дом.
5. Добрый, дружеский, сердечный. Т-ая атмосфера, обстановка (располагающая к дружескому, сердечному общению). // Выражающий душевную теплоту. Т-ое письмо.
6. Близкий к цвету огня (о красно-коричневом тоне спектра в противоположность сине-голубому). Т. тон, оттенок. Т-ые краски. Т. колорит.<Тёпленький .
Слайд 11ДОЖДИК
ДОЖДИК, -а; м. =Дождь (1 зн.) (обычно о несильном, непродолжительном дожде). Д. так и льётся. Сыплет мелкий холодный
д. <Дождичек, -чка; м. Уменьш.-ласк. * После дождичка в четверг (погов.: неизвестно когда).
Слайд 12ВЫПАДАВШИЙ
Значение искомого слова не удалось обнаружить в толковом словаре.
Действия:
2. Выяснить,
от какого слова образовано искомое
Обращение к школьному словообразовательному словарю
Слайд 13
пасть,,I, глаг.па'д-а-ть
вы'-пасть
выпад-а'-ть
выпада'-ниj-е [выпадание]
выпад-е'ниj-е [выпадение]
вы'пад
по-выпада'ть
вы'па-вш-ий, прич.
о-па'сть
опад-а'-ть
опада'-ниj-е [опадание]
опад-е'ниj-е [опадение]
Слайд 14СВЕЖИЙ
СВЕЖИЙ, -ая, -ее; свеж, -а, -о, свежи и свежи. 1. Недавно добытый или приготовленный; не
испортившийся. С-ие цветы. 2. Идущий в пищу в своём натуральном виде, не подвергнутый солению, консервированию и т.п. С-ая и квашеная капуста. 3. Не бывший в употреблении; не запачканный, чистый. С-ее бельё. 4. Чистый, не испорченный, не затхлый (о воде, воздухе). С. воздух. 5. Восстановленный, обновлённый (отдыхом, сном). Взяться за дело со свежими силами. 6. Не потерявший яркости, блеска, естественной здоровой окраски. С-ее лицо. 7. Отчётливо и ясно сохранившийся в памяти, не забытый. События, воспоминания свежи в памяти, в душе, в сердце. 8. Обладающий чистотой, непосредственностью восприятия. С-ая душа.9. Полный здоровья, сил (о человеке). С. вид. 10. Недавно или только что появившийся, возникший. С-ие листья. 11.Довольно холодный, прохладный. С-ая ночь. 12. Мор. Сильный, крепкий (о ветре). С-ая волна. ◊ По свежим следам.Без промедления, сразу же после каких-л. событий. Влить (внести) свежую струю во что (см. Струя). Вывести на свежую воду (см. Вода). <Свежесть (см.).
Слайд 15ПОДСОХШИЙ
Значение искомого слова не удалось обнаружить в толковом словаре.
Действия:
2. Выяснить,
от какого слова образовано искомое
Обращение к школьному словообразовательному словарю
Слайд 16ОПАВШЕЙ
Значение искомого слова не удалось обнаружить в толковом словаре.
Действия:
2. Выяснить,
от какого слова образовано искомое
Обращение к школьному словообразовательному словарю
Слайд 17Трудности, которые возникли при работе со словарем
В словаре не
отображены слова выпадавший, подсохший, поредевший, опавший.
Для того чтобы узнать значения этих слов, нужно определить их производящие слова.
Для решения данной проблемы мы обратились к словообразовательному словарю.
Слайд 18Выпадавший
Поредевший
Подсохший
Опавший
Который выпадал
Который поредел
Который подсох
Который опал
Слайд 19Мы сделали выводы:
Эти слова обозначают признак (имеют сходства с прилагательными),
Одновременно обозначают
действие (т.е. имеют сходства с глаголами)
Слова опавший, поредевший, выпадавший, подсохший являются словами одной и той же части речи на основании сходства по форме (суффиксы –вш-, -ш-)и по функции. Неизвестная нам часть речи обозначает признак по действию
Слайд 20Цель: определить частеречную принадлежность слов подсохший, поредевший, выпадавший, опавший
Слайд 21Воспользовавшись подсказкой учителя
Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил: «Часть
речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
мы определили, что это часть речи - причастие.
Слайд 22РЕФЛЕКСИЯ
Какова была цель нашего урока?
Выполнили мы поставленные цели и задачи?
Что
нового мы узнали на уроке?