Презентация, доклад на тему Проект по литературе Тема сна в лирике И. А. Бунина

ЗадачиИзучить значение сна в древнегреческой и славянской мифологии ,в Библии, сонниках. Выявить стихотворения в лирике И. А. Бунина, где присутствует тема сна, проследить их эволюцию.Цель Активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать учащимся инициативу в

Слайд 1 Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть,

я запомню; вовлеки меня – и я пойму». (Конфуций) Образовательный проект «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы». (На примере исследования «Тема сна в лирике И.А. Бунина»)

11 класс
Автор: Туркова О.В. Учитель русского языка и литературы.
Время проекта : 3 недели


Слайд 2Задачи
Изучить значение сна в древнегреческой и славянской мифологии ,в Библии, сонниках.

Выявить стихотворения в лирике И. А. Бунина, где присутствует тема сна, проследить их эволюцию.

Цель Активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. (На примере лирики И.А. Бунина )

ЗадачиИзучить значение сна в древнегреческой и славянской мифологии ,в Библии, сонниках. Выявить стихотворения в лирике И. А.

Слайд 3Информационно-коммуникационные технологии (проектные, исследовательские, создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования.)
Технология проблемного обучения

(развитие эвристических умений: самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, формирование умения работы с литературой, средствами массовой информации.)
Компьютерные технологии (использование компьютера и интерактивного оборудования.)
Формы работы - индивидуальные или групповые. Формы уроков: урок-защита идей, урок - ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол.
Внеурочная деятельность ( защита проектов, творческий отчет, конференция, защита исследовательских работ)


Инновационность проекта, виды деятельности и формы уроков.

Информационно-коммуникационные технологии (проектные, исследовательские, создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования.)Технология проблемного обучения (развитие эвристических умений: самостоятельная познавательная деятельность

Слайд 4 I этап. Выбор и определение темы исследования. Обзор литературы по

выбранной теме. Исследование « Тема сна в лирике И.А. Бунина» Темы исследовательских работ:
1 группа - Периодизация лирики И. А. Бунина и значения сна в ней.
2 группа - Сюжетообразующее значение сна
3 группа - Эпизодическая роль сна
4 группа - Лексема «сон» – это часть тропа. (Значение сна выражается через тропы) (2.03.15 – 6. 03.15).
II этап. Исследование. Текстовое оформление работы. (10.03.15 – 13.03.15)
III этап. Выступление учащихся с результатами исследования. (16.03.15 – 20.03.15)



Этапы исследовательской деятельности учащихся

I этап. Выбор и определение темы исследования. Обзор литературы по выбранной теме. Исследование « Тема сна

Слайд 5В этой литературе собран материал о жизни и творчестве писателя. Рассматриваются

периоды жизни и особенности творчества.
Бабореко А. Поэзия и правда Бунина. Дневники, воспоминания и письма современников. М.: Художественная литература 1987г.
Бунин и хрестоматия критических материалов: Русская литература рубежа 19-20 веков М., 1999 г.
Михайлов И.А. Бунин. Жизнь и творчество. М.: Художественная литература, 1987г.
В следующих работах даются сведения о лирике Бунина. Предлагается классификация тем, мотивов. Исследуется своеобразие тропов, ритмики, строфики.
Ершова Л.В. Лирика И.А. Бунина и русская усадебная культура и филологические науки 1999г.
Павлюченкова Т А.; Монография: «Прозрачен стих, как северный апрель». Фоника поэзии И.А. Бунина. \\ СмолГУ – Смоленск. Издательство СмолГУ 2007г.
Штильман Сергей. «Наш дар бессмертный - речь» О лирике Бунина \\ литература 1999г. №15 апрель с.10-12 (приложение к газете «Первое сентября»)
Источники текстов
Бунин И. А. Собрание сочинений. Том первый. Стихотворения 1888 – 1952 гг., переводы. Москва: Художественная литература, 1987г.

Учебный материал

В этой литературе собран материал о жизни и творчестве писателя. Рассматриваются периоды жизни и особенности творчества. Бабореко

Слайд 6 1 группа. Тема « Периодизация лирики И. А. Бунина

и значения сна в ней»
Лирику можно разделить на несколько периодов.
1 (1889-1899гг.) Поэтом создано 63 стихотворения.
2 (1900-1902гг.)- 70 стихотворений.
3 (1903-1906гг.)- написано 135 стихотворений.
4 (1906-1911гг.)- 134 стихотворения.
5 (1912-1917гг.) Плодотворный и яркий период, в нем содержится 186 стихотворений.
6 Заключительный.(1918-1952гг.) - создано 63 стихотворения, также сюда вошли стихотворения, не включенные в собрание сочинений.
Из всего многообразия стихотворений, тему сна можно проследить в 1 периоде - в 20, во 2- в 18, в 3- в 32, в 4- в 27, в 5- в 33, в 6- в 23


Ход исследования

1 группа. Тема « Периодизация лирики И. А. Бунина и значения сна в ней»Лирику можно

Слайд 72 группа . Тема «Сюжетообразующее значение сна»
К стихотворениям, где сон занимает

центральное место, то есть сюжетообразующее значение сна, относятся следующие стихотворения: «И снилося мне, что осенней порой» 1893г., «Сон («Царь! Вот твой сон: блистал перед тобою…»)»1903 – 1906 гг., «Сон («По снежной поляне…»)»30. 01. 16г, «Все снится мне заросшая травой»27. 08. 22., «Когда на темный город сходит» 1895г., «Ночь наступила, день угас» 1895г., «Метель» 1887 – 1895гг., «Кипарисы» 1896г., «Сумерки» 1900г., «Отрывок («В окно я вижу груды облаков…»)»., «Ковсерь» 1903г., «Сказка» 1903 – 1904гг., «Темджид» 1905г., «Зов» 8.07.11г., «Мушкет» 1913г., «Сон епископа Игнатия Ростовского» 23.01.1916г.
Это особые стихотворения, так как тема сна является сюжетной и проходит через все тексты.


Ход исследования

2 группа . Тема «Сюжетообразующее значение сна»К стихотворениям, где сон занимает центральное место, то есть сюжетообразующее значение

Слайд 83 группа - Эпизодическая роль сна


Можно выделить 66 стихотворений, где сон играет эпизодическую роль. Например, «На глазки синие, прелестные» (1901 год), В поэме «Сампсан» (9.1.05г.) и т.д. Он служит для создания образов природы, родных мест, впечатлений.
4 группа - Лексема «сон» – это часть тропа. (Значение сна выражается через тропы)
В лирике Бунина из 169 стихотворений, где наблюдается тема сна, в 77 – сон – это часть образа, т. е. значение его выражается через тропы: лирические эпитеты(«…Сонный зимний ветер ), метафоры (Блистающим столбом в зеркальный сон болот…»), сравнения (Скользит трепещущим узором тень от березы над забором…»)
Таким образом, эпитеты, метафоры, сравнения – это частовстречающиеся тропы в приведенных стихотворениях.



Ход исследования

3 группа - Эпизодическая роль сна

Слайд 9Сколько всего стихотворений, в которых присутствует тема сна?169 стихотворений. Их можно

расклассифицировать следующим образом:1.Сюжетообразующая функция сна.2.Эпизодическая роль сна. 3.Лексема «сон» – это часть тропа. ( Значение сна выражается через тропы).
Основные функции сна? Самая значительная группа? Самую малую, но значительную, группу составляют стихотворения, в которых тема сна занимает центральное место. «сон идиллический», «сон – пророчество», «сон – воспоминание». В стихотворениях «Сон епископа Игнатия Ростовского», «Дочь», «Сон (По снежной поляне)» присутствуют признаки баллады. Это своеобразный прием, необходимый для того, чтобы мотивировать возникновение чувств, настроений, переживаний.
Эпизодическая роль сна? В каком значении употреблены формы слова «сон» Стихотворения «Гермон», «Два голоса», «Бродяги», «Склон гор», «Кольцо» и др. Сон служит для создания образов природы, родных мест, впечатлений. Используя в прямом значении формы слова «сон»: «проснулся я», «проснулась серая сова», «усни», Бунину удалось создать индивидуальные и неповторимые образы, показать атмосферу тишины и спокойствия. Какие тропы встречаются чаще всего? Лексема «Сон» – образ сопоставления или основание сопоставления? Объясните? Частовстречающимися тропами в стихотворениях являются метафоры («…Волна вздохнула в полусне…», «…Нашей жизни бледный сон…»), эпитеты («сонный ветер», «сонные лучи»), сравнения («…И помню тебя я, как сон…», «…Твой сон – золотые виденья…», «…Зарницы лик, как сновиденье…»). В большинстве стихотворений «сон» - образ сопоставления, но в стихотворениях «Ты уснул, но твой сон – золотые виденья», «Вдовец», «Пантера» «сон» является основанием сопоставления. Сон ассоциируется в сознании лирического героя с разными состояниями: неподвижность, динамика, забытье. Значимость темы сна в лирике И.А. Бунина? Таким образом,, исследуемая тема является сквозной и занимает значимое место в лирике И. А. Бунина.


Фрагмент внеурочного мероприятия. Конференция «Тема сна в лирике И.А.Бунина. Проблемные вопросы, ответы учащихся.

Сколько всего стихотворений, в которых присутствует тема сна?169 стихотворений. Их можно расклассифицировать следующим образом:1.Сюжетообразующая функция сна.2.Эпизодическая роль

Слайд 10Таким образом, темы исследования «Тема сна в лирике И.А. Бунина» «зарождаются»

одна из другой. Стоит только начать исследовать, к примеру, стихотворения, где встречается тема сна, классифицировать их, и открытия «ждут» учащихся в других литературных творениях, потому что ребята уже будут готовы к такому анализу.
Деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели создаются нужные условия для самовыражения учащихся, используются различные педагогические технологии, а именно исследовательская деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Рефлексия

Таким образом, темы исследования «Тема сна в лирике И.А. Бунина» «зарождаются» одна из другой. Стоит только начать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть