Слайд 1Портфолио учебного интегрированного проекта
«Энциклопедия слова «ДРУЖБА»
(Жизнь слова «ДРУЖБА»
в лирике А.С.Пушкина).
Проект
выполнили члены литературного кружка, обучающиеся 6б, 7а, 8а классов
под руководством Шмыковой Н.В.,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Тотемская СОШ №2»
Слайд 2
Характеристика, предмет, класс
Интегрированный учебный проект по русскому языку и литературе;
Долгосрочный: 3
месяца (требует значительного времени для поиска материала, его анализа и оформления);
Внеурочный: в рамках работы литературного кружка по изучению лирики;
Разновозрастный:
6б класс: Дурова Ульяна, Дрогина Кристина, Попова Алина, Фомина Александра;
7а класс: Верещагина Виктория, Тропина Арина, Шмыкова Алина;
8а класс: Антуфьева Ольга, Хомяченко Полина.
Слайд 3Краткая аннотация проекта:
Цель проекта:
Расширить возможности применения межпредметных и внутрипредметных связей.
Приобщиться к
самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствуя умения поиска, отбора и анализа информации,
расширять кругозор, формировать общекультурные взгляды;
Развить творческие способности,
развивать эмоциональную культуру: умение сопереживать, сочувствовать, понимать и поддерживать друга;
углубить представление о личности А.С.Пушкина.
Слайд 4Что участие в проекте даст обучающимся:
Умение ставить цели, планировать собственную деятельность
и деятельность товарищей, работать в группе, нести ответственность за порученное дело, видеть предмет исследования, отбирая необходимую информацию, умение работать с различными источниками информации, готовить презентацию, готовить публичное выступление, демонстрировать владение способами предъявления информации;
Расширение представлений об изучаемом материале;
Интерес к самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.
Слайд 5 Учащиеся в ходе реализации проекта:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие
знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Слайд 6Результаты проекта «Энциклопедия слова «Дружба». :
Умение работать над проектом.
Оформление презентации «Энциклопедия
слова «Дружба».
Оформление группами кластеров: «Пушкин и лицеисты» (6б класс), «Пушкин и декабристы» (7а класс), «Пушкин и литераторы его времени» (8а класс) (для наглядности кабинета русского языка и литературы).
Защита проекта перед одноклассниками во время изучения темы «Творчество А.С.Пушкина» на уроках литературы.
Участие в проведении урока русского языка - творческая мастерская «Дружба – это…» в 6б, 7а, 8а классах.
Слайд 7Как будут оцениваться и обсуждаться:
Ход проекта: на заседаниях литературного кружка планирование
и осуществление деятельности, дискуссия о роли каждого в реализации проекта, самооценка и взаимооценка;
Результаты проекта: во время рефлексии и защиты проекта самоанализ участников, во время проведения уроков русского языка и литературы: критериальная оценка выступления каждого участника проекта одноклассниками.
Слайд 8Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Что такое дружба?
Проблемные вопросы:
Как составить словарную статью разнообразных
словарей (толкового, этимологического, словообразовательного, словаря синонимов и антонимов, словаря эпитетов)?
Как отобрать необходимый для раскрытия темы материал?
Как структурировать микротемы?
Как оформить результаты проекта в доступной для усвоения форме?
Слайд 9Учебные вопросы и задания:
Найти материал для словарных статей по слову «дружба»
в различных словарях;
Найти стихотворения А.С.Пушкина, раскрывающие тему «Дружбы», выяснить жизнь слова «Дружба» в лирике А.С.Пушкина;
Найти материал для ответа на вопросы: «Что значит лицейское братство для А.С.Пушкина?» (6б класс), «Каковы взаимоотношения А.С.Пушкина и декабристов?» (7а класс), «Как складывались взаимоотношения Пушкина с «поэтами пушкинского круга»?» (8а класс).
Сделать выводы о многогранности восприятия дружбы в человеческом обществе, определив своё отношение к дружбе и друзьям.
Слайд 10
Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей:
Знать:
Исторический и литературный
процесс
1 четверти 19 века;
Биографию А.С.Пушкина;
Понятие «Лирика дружбы».
Слайд 11Уметь:
Проектные умения:
умение ставить цели,
планировать собственную деятельность и деятельность товарищей,
работать в группе, нести ответственность за порученное дело,
видеть предмет исследования, отбирая необходимую информацию, умение работать с различными источниками информации,
готовить презентацию, готовить публичное выступление, демонстрировать владение способами предъявления информации.
Слайд 12Работать с различными видами словарей;
Выполнять исследовательские задания;
Составлять кластеры по теме;
Находить информацию
в Интернете;
Работать в программе Microsoft PowerPoint;
Умения публичного выступления: доходчиво, логично и связно излагать информацию, удерживать внимание слушателей, отвечать на вопросы по теме.
Слайд 13Где это можно узнать:
- учебники литературы под редакцией Г.С.Меркина;
- энциклопедические словари,
«Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона» (1890-1907);
- Википедия;
А.С.Пушкин «Стихотворения и поэмы» Москва «ЭКСМО» 2002
Воспоминания об А.С. Пушкине и биография поэта. «Записки» И.И. Пущина и «Биография…» П.В. Анненкова.
Реализация проекта (консультации)
1 консультация (индуктор, выбор темы, первое погружение в тему):
Творческая мастерская «Что такое дружба?» (Мы находим, мы учимся, мы постигаем, мы открываем, наши приобретения в процессе творчества).
Личные исследовательские задания (по словарям).
Слайд 15Выбираем для анализа и изучения слово «ДРУЖБА»
Лексическое значение слова
Синонимы
Антонимы
Этимология
Словообразование
Сочетаемость
Пословицы, поговорки
Фразеологизмы, крылатые
выражения
Эпитеты
Рифма
Жизнь слова в лирике А.С.Пушкина
Слайд 162 консультация:
Что такое метод проектов? Знакомство с технологией, планирование деятельности,
формирование творческих групп, формулировка заданий, определение формы презентации проекта.
Отчёт о работе со словарями.
Слайд 17Исследовательские задания группам:
Найти стихотворения А.С.Пушкина, в которых использовано слово «дружба»:
1
группа – стихи, посвящённые Лицею, лицейским друзьям:
- Найдите стихотворения А.С.Пушкина, посвященные Лицею.
- Кому из лицейских товарищей посвящены стихи А.С.Пушкина?
2 группа – стихи, посвящённые декабристам;
3 группа – стихи, посвящённые поэтам-современникам.
Слайд 183 консультация:
Лирика дружбы в творчестве А.С.Пушкина. Реализация темы «Жизнь слова «Дружба»
в лирике А.С.Пушкина» (самостоятельное выполнение кластеров по теме исследовательского задания).
Слайд 19Кластеры, изготовленные группами в ходе реализации заданий.
Слайд 204 консультация:
Заочная экскурсия по пушкинским местам «Город Пушкин», «Пушкинская
Москва»; «Портреты А.С.Пушкина. Образ поэта».
Слайд 21Подготовка презентации и защиты:
5 консультация:
Оформление результатов работы в программе Microsoft PowerPoint.
6
консультация:
Рефлексия и подведение итогов работы.
Отчёт групп о работе по кластерам и слайдам презентации. Рефлексия: оценка своего вклада в проект, письменное самообследование «Чему я научилась, выполняя проект?».
Слайд 22Пушкин и его лучшие друзья
В.К. Кюхельбекер
И. И. Пущин
А. А. Дельвиг
А.С.Пушкин
Слайд 23И И.Пущин
В.К. Кюхельбекер
П.Г.Каховский
Л.С.Пушкин
М.П.Бестужев-Рюмин
К.Ф.Рылеев
Н.Муравьёв- Апостол
А.С.Пушкин
П.И Пестель
Слайд 24В.А.Жуковский
А.А. Дельвиг
В.А. Кюхельбекер
Н.М. Карамзин
Н.М.Языков
Е.А. Баратынский
К.Н.Батюшков
Г.Р.Державин
К.Ф.Рылеев
П.А.Плетнев
Слайд 25Дружба – это …
Дружба для поэта оказывается спасительной. Дружба-это признание другого
человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. Дружба рождает благодарность, доброту.
Дружба- это единство поколения перед лицом истории, это совместно прожитый век.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен.
А.С.Пушкин «19 октября» 1825г.
Слайд 27Рефлексия
«Мы все хорошо поработали, я не могу оценить себя отдельно от
группы, я работала в коллективе. Мне очень понравилось работать над проектом: я многое узнала о творчестве А.С.Пушкина, о слове «дружба», о роли дружбы для людей, научилась работать в группе. Я хотела бы ещё принимать участие в проектах», - Верещагина Виктория (7а класс).
«Для меня самой интересной и познавательной работой во время проекта было изучение последнего периода жизни А.С.Пушкина и его взаимоотношений с друзьями», - Хомяченко Полина (8а класс).
Слайд 28«Вместе с девочками мы составляли свою часть презентации, подводящей итоги нашей
работы, и готовились к защите проекта. Мне понравилось участвовать в этом проекте, интересным показалось создание кластера по теме «Пушкин и декабристы». А самое главное, я поняла, что такое дружба и научилась ценить своих друзей», - Тропина Арина (7а класс).
«Целью нашего проекта было изучить слово «дружба», обратившись к различным словарям. Я считаю, что нам удалось создать энциклопедию слова «дружба», - Дурова Ульяна (6б класс).
«Я многое узнала о том периоде жизни А.С.Пушкина, когда поэт был знаком с декабристами и мечтал стать одним из них», - Шмыкова Алина (7а класс).
Слайд 29Дружба – это …
Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные
на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Без истинной дружбы жизнь — ничто.
Цицерон
Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.
Вольтер