Слайд 1Бранные слова – боль русского языка
Автор проекта:
ученик 4 класса «А»
МБОУСОШ №
15
Совраненко Никита
Руководитель: Садирова
Лариса Александровна
Слайд 2 Цель проекта
Цель: Убедить детей в том , что бранные
и нецензурные слова вредят
человеку и что их можно заменить хорошими словами с тем же смыслом
и создать памятку доброты.
Слайд 3Задачи проекта
Задачи:
Проследить историю происхождения нецензурных слов
Выяснить, как влияют бранные слова на
человека.
Проанализировать, почему дети употребляют в своей речи бранные слова.
Какими способами можно бороться с бранной речью.
Изучить отношение школьников к сквернословию (разработать анкету)
Создать "Памятку доброты» для учащихся
Слайд 4Почему я выбрал данную тему?
Потому что брань свободно
можно услышать в разговорах как
взрослых людей, так и детей:
На улице
В телефонном общении
В школьных коридорах
С экранов телевизоров
Со страниц печати
В интернет-пространстве
Слайд 5 История происхождения брани
Бранные слова были внесены в нашу
речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.
В языческой древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы.
Слайд 6История происхождения брани
Все знали, бранить детей нельзя матом, они будут мучимы
бесами.
Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
Ведьмы и колдуны использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия.
Слайд 7История происхождения брани
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века
не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
В указе царя о 1648г подчеркивается недопустимось скверно -
словия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили»
Слайд 8История происхождения брани
В наше время брань используется:
для повышения эмоциональности речи
эмоциональной разрядки
оскорбления,
унижения адресата речи
демонстрации агрессии
демонстрации отсутствия страха
демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов
демонстрации принадлежности к "своим".
Слайд 9Разные проявления сквернословия
Связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной
реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.
Лингвистическое хулиганство, надписи на заборах и в туалетах, манерно-циничные выступления интеллигенции и произведения искусства – книги, кинофильмы, спектакли.
В этом случае бранные слова и выражения входят в обычную речь и используются автоматически. Это абсолютное и законченное проявление бескультурья.
Слайд 10Брань в русских сказках
«Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина:
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".
Слайд 11Брань в отечественных фильмах
«Иван Васильевич меняет профессию»
"Иоанн (вынув монету). Бери, холоп, и славь
царя и великого князя Ивана Васильевича!..
Шпак. Извиняюсь, что это вы всё — холоп да холоп!
Какой я вам холоп? Что это за слово такое?
«Джентльмены удачи»
Я ему рога поотшибаю, пасть порву,
моргалы выколю!
Всю жизнь работать на лекарства
Будешь,сарделька, сосиска, редиска, Навуходоносор,
петух гамбургский!
Слайд 12
Великие высказывания
«С языком,
с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом»
В.И.Даль
Слайд 13Великие высказывания
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить
людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».
Л.Н. Толстой
Слайд 14О грехе сквернословия в Святом писании
«Скверное слово - гнилое слово.
Егда кто матерными словами ругается,
тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека
отнимает, и Сама отступает».
Святой апостол Павел
Слайд 15 Причины возникновения брани
Душевная опустошенность, духовная бессмысленность существования
Отсутствие человеческой
воспитанности
Если человеку не хватает знаний и мыслей
Не хватает слов для выражения этой мысли
Слайд 16 Причины возникновения брани
Выплескивания наружу своих негативных чувств, чтобы уменьшить напряжение
Замена
пауз или для связки слов
Повторение того, что слышишь вокруг себя
Защита
Быть своим и не быть белой вороной
Повышение авторитета среди сверстников
Слайд 17Как бороться с бранью
Нужно всем вместе поддерживать стремление в:
Повышение общего уровня
грамотности и культуры.
Глубоком изучении русского языка и литературы.
Воспитание любви к людям.
Ужесточение законов, штрафы, цензура.
Воспитание примером в семье с малых лет.
Пропаганда здорового образа жизни.
Делать замечания друг другу.
Слайд 18Как бороться с бранью
Борется со сквернословием и наше государство с помощью
законов, которые предусматривают наказания и штрафы.
Слайд 19Привычка или болезнь?
Ученые показали, что сквернословие является такой же
болезнью, как наркомания, токсикомания, алкоголизм
Оно влияет на молекулы наследственности ДНК, способствуя различным заболеваниям и ускоряя старение организма
Вызывает мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген
Слайд 20Эксперимент
Это растения - арабидопсис и пшеница, на которых ученые
изучали влияние энергетического потенциала слов, в том числе и бранных.
Слайд 21Эксперимент
Учёные пришли к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь. Один текст
оздоравливает наследственность, а другой её травмирует.
Слайд 22 Анкетирование
Анкета « Сквернословие в моей жизни»
1. Как ты думаешь, можно ли в своей речи
употреблять бранные слова, ругательства?
2. Как часто ты используешь в своей речи
бранные слова (мат, ругательства)?
3. Что ты испытываешь, когда используешь
нецензурные слова?
4. Как часто твои друзья используют матерные слова
при общении?
5. Используешь ли ты дома матерные слова, в общении
с родителями?
6. Используют ли твои родители матерные
слова при общении?
7. Запрещают ли тебе родители использовать
в речи нецензурные слова?
8. Как ты думаешь, употреблять в своей речи
нецензурные слова, плохо это или нет?
Слайд 23Анкетирование
1. Как ты думаешь, можно ли в своей речи употреблять
бранные слова, ругательства?
Большинство детей считают, что употреблять бранные слова нельзя – 92%, и те кто считают что можно – 8% .
Слайд 24Анкетирование
4. Как часто твои друзья используют матерные слова при общении?
Друзья используют
в своей речи брань часто-22%, редко- 60%, никогда -18%
Слайд 25Анкетирование
6. Используют ли твои родители матерные слова при общении?
Родители
опрошенных ребят используют при общении мат- 6%,
иногда- 35%, и не используют- 59%.
Слайд 26Анкетирование
8. Как ты думаешь, употреблять в своей речи нецензурные слова, плохо
это или нет?
Большая часть ребят считаю что плохо использовать в своей речи
бранные слова, это - 90%, но и 10% считают что все таки это
неплохо.
Слайд 27«Памятка доброты»
Дарите всем прекрасные слова!
Слайд 28Выводы
Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но
и тех, кто вынужден слушать ругательства. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим.
Слайд 29Выводы
Подведем итоги, сделаем для себя такой вывод:
«Я –
исключение, моя речь – это мое зеркало, мое
достоинство. Настоящий контроль – это контроль
изнутри»