Презентация, доклад на тему Проблемы и пути их решения при подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах

Содержание

Задание 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, ПОСТАВЛЕННЫХ автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

Слайд 1Проблемы и пути их решения при подготовке к сочинению ЕГЭ по

русскому языку в 10-11 классах

Староверова Г.И.
МОУ «Средняя школа №38»
г. Петрозаводск

Проблемы и пути их решения при подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах Староверова

Слайд 2Задание 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, ПОСТАВЛЕННЫХ автором

текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Задание 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, ПОСТАВЛЕННЫХ автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Слайд 3Ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются

Ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются

Слайд 4Что оценивают эксперты:

насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл

прочитанного текста;
проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте;
насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, корректно ли обоснована точка зрения экзаменуемого;
проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации;
насколько богата и выразительна речь, уместно ли использованы выразительные средства языка.
Что оценивают эксперты: насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста;проявлена ли способность зрело судить

Слайд 5Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения

Слайд 6Что же такое проблема текста?
Проблема текста – это вопрос, над которым

размышляет автор. 
Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

Что же такое проблема текста?Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Выявление проблематики исходного текста – важнейший

Слайд 7
Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить

в основу сочинения?
Следует сосредоточиться на проблеме, которая
1) находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;
2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.
Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на

Слайд 8При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
Сформулировать основную мысль автора

в виде законченного предложения.
Подумать, на какой вопрос отвечает это предложение.
Записать этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?
При выявлении проблемы можно использовать следующий прием: Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения. Подумать, на

Слайд 9Рассмотрим сказанное на примере конкретного текста.
Думая только о себе, человек всегда

найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пережевывая свое прошлое, он будет испытывать одни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обречены на забвение, ничего иного они не заслуживают». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой – худшее из зол. Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы.
(Андре Моруа)
Рассмотрим сказанное на примере конкретного текста. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя

Слайд 10
Нетрудно увидеть позицию автора: человек не должен жить только для себя,

только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом. Проблемный вопрос, над которым рассуждает автор: Как должен жить человек – для себя или для других?
Нетрудно увидеть позицию автора: человек не должен жить только для себя, только жизнь того, кто живет ради

Слайд 11Трудности в определении проблемы художественного текста
В художественном произведении выявленные писателем общие

закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. От ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста.
Трудности в определении проблемы художественного текстаВ художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных

Слайд 12Можно предложить учащимся следующие вопросы:
Какой аспект жизни человека отражает данная

ситуация? (Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)
Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?
Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)
Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).
 
Можно предложить учащимся следующие вопросы: Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество; политический

Слайд 13Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в

несколько блоков:

Блок «Человек и общество»
В чем заключается смысл жизни человека
Проблема воспитания.
Что влияет на формирование личности?
Проблема формирования духовно развитой личности.
Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)?
Значимость труда в жизни человека.
Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
Проблема выбора профессии.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков: Блок «Человек и общество»		В

Слайд 14Человек и человек
Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям,

равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?
Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.
Проблема взаимоотношений подростков.
 
Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека,

Слайд 15Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая

речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?
 
Человек и язык/речьПроблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема

Слайд 16 Человек и нравственные ценности
Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в

жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?
Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными?
Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека?
Как сохранить нравственное достоинство?
Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?
Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта

Слайд 17Человек и культура/искусство
Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная

красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.
Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?
Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?
Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?
 
Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический

Слайд 18Ошибки при определении проблемы художественного текста
Связаны с неверным пониманием текста, когда

ученик не может выделить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторские метафоры, не замечает иронии и т.п.
Связаны с тем, что учащиеся путают авторскую позицию, которую легко определяют в тексте , с проблемой текста.


Ошибки при определении проблемы художественного текстаСвязаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и

Слайд 19При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
Сформулировать основную мысль автора

в виде законченного предложения.
Подумать, на какой вопрос отвечает это предложение.
Записать этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
При выявлении проблемы можно использовать следующий прием: Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения. Подумать, на

Слайд 20Комментарий к проблеме К2 – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу

проблемы текста.




Комментарий к проблеме К2 – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

Слайд 21
Можно выделить два типа комментария.
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование

за автором в раскрытии проблемы.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
• На чем заостряет внимание? Почему?
• Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
• Какие эмоции автора выражены в тексте?
• Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы:
• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
• Почему эта проблема привлекла внимание автора?
• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
• К каким выводам автор подводит читателя?
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что…


Можно выделить два типа комментария.1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.Конкретизировать содержание

Слайд 22
Рассмотрим пример.
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.

Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стеклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, темные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своем долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.
И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…
(По В.Конецкому)
Рассмотрим пример.Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов

Слайд 23 Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо

проблемой.
 Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Слайд 24
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка

описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к

Слайд 25Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:
• Позиция автора такова:…
• Автор считает, что…
• Автор стремится

донести до читателя мысль о том, что…
• Автор убеждает нас в том, что…
• В тексте доказывается мысль о том, что…
• Основная мысль текста заключается в том, что…
• Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:• Позиция автора такова:…• Автор считает, что…• Автор стремится донести до читателя мысль о том,

Слайд 26Аргументы
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения

– словом, все, что может подтвердить тезис.
Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
АргументыАргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить

Слайд 27Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Аргументация экзаменуемым  собственного мнения по проблеме

Слайд 28Виды аргументов
Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к

разуму. К  ним относятся:
цитаты из авторитетных источников;
показания очевидцев;
статистические данные;
примеры из жизни или художественной литературы.
Психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).
Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
Виды аргументов Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К  ним относятся: цитаты из

Слайд 29Иллюстративные аргументы.

Иллюстративные аргументы.

Слайд 30Рассмотрим структуру аргументации

Рассмотрим структуру аргументации

Слайд 31Самостоятельная работа
Тезис: книга – это важнейший инструмент, который помогает человеку познавать

окружающий мир и самого себя.

Тезис: компьютер не может заменить книгу.

Самостоятельная работаТезис: книга – это важнейший инструмент, который помогает человеку познавать окружающий мир и самого себя.Тезис: компьютер

Слайд 32Типичные ошибки аргументации
ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с

другой проблемой текста;
приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса;
в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;
в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;
отсутствуют переходы между аргументами;
отсутствует вывод.
Типичные ошибки аргументацииученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста;приведенные мысли не являются

Слайд 33Интернет-ресурсы и полезная литература:

Нарушевич А.Г. Лекция № 5. Требования к содержанию

части С на ЕГЭ по русскому языку. Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом // Русский язык. – 2008. – №21. http://rus.1september.ru/articles/2008/21/01

Нарушевич А.Г. Лекция № 6. Способы аргументации. Аргументация собственного мнения: логические, психологические и иллюстративные аргументы. Разбор ученических работ. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части http://rus.1september.ru/articles/2008/21/01

Литература
1. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
2. Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция № 8. Написание сочинения / Русский язык, № 24/2007.
3. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. М.: АСТ: Астрель, 2008.
4. Соколова Л.Л. Для тех, кому совсем худо… Как написать сочинение части С (несколько полезных советов) // http://www.gramma.ru.

5. Цыбулько И.П. Методическое письмо «Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе» // http://www.fipi.ru.

6. ЕГЭ-2008. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост.: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос и др. М.: Эксмо, 2008. С. 343.
7. См. также: Цыбулько И.П. Методическое письмо «Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе» // http://www.fipi.ru

8. Соколова Л.Л. Для тех, кому совсем худо… Как написать сочинение части С (несколько полезных советов) // http://www.gramma.ru.

4 Горшков А.И. Русская стилистика. М.: Астрель, 2001. С. 190.






Интернет-ресурсы и полезная литература:Нарушевич А.Г. Лекция № 5. Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому

Слайд 34 http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg
грамота (для создания рамки)

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png
перо, чернильница, бумага

http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg
ручка - 1

http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg
ручка - 2

Интернет

– ресурсы:
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpgграмота (для создания рамки)http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.pngперо, чернильница, бумагаhttp://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpgручка - 1http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpgручка - 2Интернет – ресурсы:

Слайд 35Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в

своей презентации вы должны указать
источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть